Россия демонстрирует сильнейший спад потребительской уверенности граждан среди развивающихся стран, констатирует международное исследовательское агентство Nielsen. За последние 6 месяцев индекс потребительского доверия в России снизился на 29 пунктов до уровня 75 пунктов - это крупнейшее падение, когда-либо зафиксированное агентством. За нашей страной следуют ОАЭ и Бразилия, где индекс за последние полгода снизился на 21 пункт под влиянием нестабильности на сырьевых рынках. В Европе наиболее депрессивные ожидания преобладают в Венгрии, Латвии и Финляндии. В тройку самых оптимистичных стран входят Индонезия, Дания и Индия, - сообщает сайт Finam.ru.
"До конца 2008 г российские потребители сохраняли выжидательную позицию относительно глобальных экономических потрясений, но с тех пор потребительские настроения начали резко ухудшаться. Продолжающееся снижение цен на нефть, девальвация национальной валюты и замедление местной экономики затронуло многие сферы и вернуло людям память о кризисе 1998 года", - комментирует ситуацию управляющий директор Nielsen Россия Дуайт Уотсон. "Потребители впервые за десять лет почувствовали колебания в экономике и начали готовиться к сложным временам на 12 месяцев вперед", - добавляет он. Число пессимистов, считающих, что Россия переживает рецессию, за полгода выросло почти вдвое, до 92% опрошенных. При этом 49% убеждены, что в ближайшие 12 месяцев ситуация не изменится к лучшему.
Готовность российских потребителей тратить неуклонно снижается. 47% респондентов считают ближайшие 12 месяцев не очень хорошим временем для покупок, а 20% − и вовсе плохим. Если в ноябре 2008 года тех, кто отметил ближайший год как "хорошее" и "отличное" время для покупок новых товаров, было 41%, то в начале 2009 года это цифра составила уже 30%. Доля потребителей, для которых время для покупки новых вещей "не очень хорошее" и "плохое" с ноября 2008 выросла почти на 20%.
В то же время повседневное потребление продолжает расти. Исследовательская компания "Ромир", подсчитав индекс изменения затрат домохозяйств на повседневное домашнее потребление для марта 2009 года, обнаружила, что он составил 113,1% (+13,1%) к февралю 2009 года и 122,3% (+22,3%) к марту 2008 года (для сравнения: индекс потребительских цен в марте 2009, рассчитываемый Росстатом, составил 101,3%). Аналогичные показатели для февраля составили 99,1% (-0,9%) и 132,3 (+32,3%). Таким образом, в марте 2009 года после февральского затишья возобновился рост затрат домохозяйств на товары повседневного спроса. Однако в этом году мартовские расходы на домашнее потребление выросли лишь на 13,1% к предыдущему месяцу, тогда как в аналогичный период 2008 года увеличение трат составило 22,4%. Другой интересной тенденцией становится отставание москвичей в процентном приросте расходов: в марте 2009 года траты жителей столицы возросли только на 5,8% по сравнению с февралем 2009 года и на 29,4% по отношению к марту 2008. До этого Москва всегда была лидером роста расходов.
Лидерами роста повседневных затрат стали жители других миллионных мегаполисов: + 17,6% к февралю 2009, но только +14,7% к марту 2008. Почти такую же прибавку (+16.9%) смогли позволить себе жители городов с населением от 0,5 до 1 миллиона жителей. А по сравнению с прошлогодним мартом увеличение расходов составило +29,9%.
Несмотря на разнонаправленные тенденции в потреблении, в результате которых покупки товаров длительного пользования уменьшаются, замещаясь товарами повседневного спроса, спрос на финансовые услуги остаётся стабильным. По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), несмотря на экономический кризис, за год структура пользования россиянами финансовыми услугами практически не изменилась: по-прежнему 52 % россиян пользуются ими. Но несмотря на то что в общем по России число пользователей финансовыми услугами осталось прежним, в обеих столицах доля пользователей снизилась с 61% до 54%, в малых городах с 55% до 50%, а в селах, наоборот, выросла с 42% до 46%.
Чаще всего пользуются пластиковыми картами - для получения пенсии, зарплаты, стипендии и т.п., а также потребительским кредитом и имеют текущий счет или вклад "до востребования". Однако если число пользователей пластиковых карт с прошлого года не изменилось (24% опрошенных), то потребительским кредитом по сравнению с июлем 2008 года стали пользоваться чуть реже (19% в 2008 году и 15% - в 2009). В целом доля пользователей кредитами (тех, кто выплачивает потребительский, ипотечный либо автокредит) за девять месяцев сократилась с 22% до 18%. При этом в крупных (от 500 тыс. человек) и малых (менее 100 тыс.) городах число заемщиков снизилось с 26-27% в 2008 до 18% в 2009 году. В обеих столицах их число сократилось с 12% в 2008 до 9% в 2009 году. Также сильнее всего снизилась доля заемщиков среди 35-44-летних (с 35% до 26%) и среди менее обеспеченных россиян (кому денег хватает лишь на продукты и одежду, а покупки длительного пользования вызывают затруднения) - в этой группе опрошенных в 2008 году пользовались кредитами 27%, а в 2009 - 20%.
Помимо этого, каждый десятый россиянин (10-11%) имеет текущий счет или вклад "до востребования", каждый двадцатый респондент (5%) указал, что пользуется страховыми услугами (за исключением ОМС), срочным вкладом (4-5%), пластиковой картой, полученной при открытии счета в банке (5-4%). 3% опрошенных выплачивают кредит на покупку автомобиля, и лишь 1% - ипотечный кредит.
Потребители постепенно начинают менять структуру собственного потребления, но делают это достаточно инертно. Как предполагает Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), общее потребление в 2009 году снизится на 2%. Матрица потребления в России меняется хотя и медленно, но качественно. Главные изменения коснутся не только количества и цен потребляемых товаров, но и стиля жизни самих потребителей, которые уйдут от безмерного потребления, свойственного прошедшим годам, к разумному сбережению ресурсов и товаров.
Ермаченков Игорь
Источник - Финам.ru