Александр Селиверстов (Уютерра): "С поставщиками пытаемся наладить ситуацию"

На сайте www.retailer.ru вышло интервью с генеральным директором компании "Планета Строй"Александром Селиверстовым. В нем излагается точка зрения совладельца "Уютерры" на ситуацию на рынке товаров для дома, причинах банкротства "Планета Строй" и о том, на какой стадии находятся отношения ритейлера и его кредиторов: банков и поставщиков.

Цитаты из интервью:

О ситуации на рынке:

"Я для себя вижу три основных фактора, влияющих, на рынок товаров для дома, т.е. на всех участников. Есть, конечно, внутренние факторы каждой компании, в зависимости от которых кто—то теряет и уходит с рынка, кто—то выживает, а кто—то приобретает, занимая высвобождающиеся ниши и увеличивая свою долю.

Все эти факторы негативные, каждый из них достаточно мощный, чтобы серьезно подорвать рынок, а взаимодействуя между собой, они похожи на "идеальный шторм".

Первый фактор, как я уже говорил, "перепроданность рынка", классическое перепроизводство. Мощный фактор, который позволяет людям безболезненно отказываться от значительной части покупок товаров для дома, т.к. созданы избыточные запасы.

Второй фактор, он очевиден, — падение рублевых доходов населения. И на разных рынках это тоже происходит по разному. Когда мы говорим о товарах не первой необходимости, мы должны смотреть не на цифры среднестатистического сокращения доходов (например, 9% по 2015 г.), а на сколько сократился свободный остаток средств после расходов на предметы и услуги первой необходимости – продукты, квартплата, лекарства, детская одежда и т.п. А так как инфляция в разных секторах не равномерная, продукты, к примеру, подорожали в 2015 г. на 20—30%, то свободный остаток средств на расходы не первой необходимости сократился у большинства населения не на проценты, а в разы. По самым скромным оценкам в 3—5 раз.

Например, при доходах в 20 тыс. руб., в 2014 г. на товары первой необходимости тратилось 12 тыс. и 8 тыс. оставалось на все прочее – путешествия, ремонты, бытовую технику, одежду и товары для дома. Сейчас, при тех же 20 тыс. руб., обязательные расходы составляют минимум 18 тыс., и на все прочее остается только в лучшем случае 2 тыс. рублей, т.е. доходы, которые покупатель может потратить на товары и услуги не первой необходимости упали в четыре раза.

Если собрать два первых фактора вместе, когда товар не сильно нужен, т.к. есть запасы ранее приобретенного и то, что денег не хватает, а доходы упали в разы, получается кумулятивный эффект падения спроса в сегменте товаров для дома. В этих условиях чтобы хоть как—то удержать продажи, нужно отобрать покупателей у конкурентов и единственный механизм , который сейчас используется всеми участниками рынка это мощные ценовые акции, фактически демпинг и ценовые войны.

Третий фактор – рост курса доллара в два раза. Основной объем товаров для дома, более 70%, это импорт. Все новые товары поступают по новому курсу, себестоимость растет в те же два раза. А покупатели, учитывая два первых фактора, даже по докризисным ценам товар покупать не готовы. Все демпенгуют и цена уходит даже ниже той, что была при курсе 30 руб. за доллар. "Уютерра" тоже в этом рынке и наша средняя цена с учетом акций и распродаж ниже, чем была в конце 2014 г. процентов на десять. В эти условиях маржинальность упала с бывших 40% до 10—15%.

Продажи падают в штуках, нет инфляционной составляющей, чтобы хотя бы валовым оборотом поддержать продажи. Рынок фактически самоуничтожается, чтобы потом когда—то через 3—4 года возродиться,но уже совсем другим – с меньшим количеством розничных компаний, соответствующим новому спросу, который никогда уже не будет прежним. Рынок, где гипермаркеты будут продавать только узкий ассортимент самых продаваемых и оборачиваемых позиций товаров для дома по низким ценам. Широкий ассортимент и красота будет в специализированных магазинах подобных "Уютерра" или Hoff, но уже с нормальной маржинальностью, не заоблачной как в бутиках, но и не 10%. Какие компании останутся и останутся ли вообще, во многом зависит от финансовых ресурсов, которые у компаний есть сегодня".

О расчетах с поставщиками

"С поставщиками пытаемся наладить ситуацию. Наш общий долг поставщикам составляет порядка 1,5 млрд. руб. Есть франчайзинговые магазины, с которыми поставщики работают и постепенно компенсируют потери. Кроме того, товар, взятый ранее на реализацию "Планетой Строй", который мы не оплатили, мы по договору и по закону обязаны вернуть поставщику, что и было сделано, тем самым мы вдвое уменьшили долг перед поставщиками. Поставщики частично забрали товар на свои склады, частично продали его франчайзи, т.к. экономически не выгодно возить его туда — обратно, франчайзи теперь им платят. Если все будет нормально, то я надеюсь, за год поставщики постепенно вернут все свои потери, которые остались на "Планете Строй", но при условии, что они будут работать с франчайзи.

Мы максимально стараемся не нарушать банкротное законодательство. За это я несу личную ответственность. В общем, мы отдали поставщикам только то, что можно отдать по закону. Остальной товар, оставшийся на балансе "Планеты Строй" – он продается тем же франчайзи, которым нужно чем—то торговать. Они платят деньги "Планете Строй", в ту конкурсную массу, за счет которой будет производиться расчет с кредиторами.

Для меня лично очень важно, чтобы франчайзи встали на ноги, чтобы они были неубыточны. В противном случае, все усилия будут напрасны. Но сейчас у них большие сложности, и особенно это видно в регионах. Они все лето были без поставок и к сентябрю 2016 г. только на половину обеспечены товаром от того идеального состояния, которое было в магазинах в 2014 г."

Полный текст интервью - http://www.retailer.ru/item/id/137695/