Рынок посуды нынешней осенью капризен под стать погоде. После оптимистичного августа и сентября, когда ритейлеры и дистрибьюторы почувствовали традиционное, несмотря на кризис, оживление спроса, рынок посуды в очередной раз показал, что еще довольно далек от стабильного состояния. В октябре лишь очень небольшому числу операторов удалось сохранить положительную динамику продаж. Большинство же игроков почувствовали спад и неуверенность относительно поведения рынка в ближайшем будущем.
Мнения экспертов относительно сложившейся ситуации в российской экономике и о благосостоянии граждан не совпадают друг с другом с уже привычным постоянством. Правительственные чиновники и близкие к ним экспертные круги видят начинающийся подъем экономики, независимые исследователи отмечают продолжающийся рост безработицы и спад по всем основным ключевым показателям.
В целом следует согласиться с тем, что в экономически развитых регионах ситуация действительно налаживается (речь идет в первую очередь о Москве, Петербурге, Красноярском крае и нефтедобывающих регионах). Наблюдается сокращение безработицы, стабилизация с выплатами заработной платы, да и ее размер ее хоть и медленно, но начал увеличиваться. В других менее развитых республиках и областях ситуация гораздо плачевнее – продолжаются массовые сокращения на крупных промышленных градообразующих предприятиях, закрываются и не сумевшие приспособиться к кризису мелкие производства.
Несмотря на различие в экономической ситуации разных регионов, снижение спроса на посуду в октябре специалисты рынка посуды отмечают практически повсеместно. И в данном случае в качестве причин скорее приходится предполагать более глубокие процессы изменения качества и структуры спроса, нежели простые реакции на уровень получаемых доходов.
В последнее время можно наблюдать, как российские потребители медленно, тяжело, но все же привыкают к рациональному и экономному расходованию домашних бюджетов. В августе и сентябре, когда значительная часть населения возвращалась из отпусков, по всей видимости, мог сыграть свою роль отложенный спрос (накопившийся с начала года) и насущная необходимость в обновлении посуды. В октябре же потребители вновь вернулись к более консервативному поведению, стараясь тратить по минимуму. На этом фоне отмечается и рост сбережений граждан, которые фактически выводятся с потребительского рынка.
У отдельной категории потребителей (около 20 процентов) наблюдаются и позитивные психологические изменения, которые, как ни странно, так же не идут на пользу рынку посуды. Конец года – традиционно благоприятное время для крупных покупок - недвижимости, автомобилей, бытовой техники. Стабилизация доходов семейных бюджетов способствует крупным тратам. Однако в отличие от докризисных времен, возможностей и желания пользоваться заемными средствами банков стало гораздо меньше. Отсюда – большая экономия в расходах и сокращение трат на «мелочи», к которым относится и посуда.
Сейчас уже повсеместно стартует предновогодние продажи. В течение нескольких лет ажиотаж в последние месяцы года стимулировал и спрос на посуду. В этом году ситуация, скорее всего повторится, но эффект от предновогодних продаж вряд ли будет сопоставим с докризисным. Вместо резкого увеличения спроса скорее можно будет ожидать лишь некоторое оживление.
Покупатель в последнее время стал гораздо более разборчивым и рациональным в покупках, и эти его качества вряд ли исчезнут и при планировании предновогодних покупок. В выигрыше окажутся те компании, которые смогут предложить недорогую, качественную продукцию в подарочной упаковке. Успех же в выборе правильной ассортиментной стратегии позволит создать хороший задел перед январской «ямой спроса».