Рынок посуды и пандемия. Анализ импорта, часть II: стекло, фарфор, керамика

Продолжаем тему российского импорта посуды и влияния на него пандемии коронавируса по итогам первого квартала 2020 года. Вторая часть анализа посвящена посуде из стекла, керамики и фарфора. Во всех этих товарных группах роль зарубежных производителей достаточно весома, а суммарные объемы импорта по ним лишь немного уступают металлической посуде. Фарфор, керамика и стекло являются самыми популярными материалами в производстве столовой посуды, также из них производят и кухонную посуду для использования в духовках и даже на плитах.

Посуда из стекла

По ТНВЭД 7013 «Посуда столовая и кухонная, принадлежности туалетные и канцелярские, изделия для домашнего убранства или аналогичных целей, стеклянные», куда входит столовая и питьевая посуда, изделия их хрусталя, кухонная посуда и крышки из термостойкого стекла, посуда из стеклокерамики и т.д., объем импорта в 1 квартале 2020 года составил $37,3 млн. (здесь и далее - статистическая стоимость по данным ФТС РФ), что на 7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Крупнейшим поставщиком стеклянной посуды является Китай, но его доля в январе-марте 2020 года сократилась с 44% до 35% от общего объема импорта (здесь и далее - в стоимостном выражении). На втором месте Франция, увеличившая долю с 20% до 25% за счет промо-активности стеклянных гигантов: Luminarc и Pyrex. Третье место делят Чехия и Словакия с 7%, причем доля Чехии не изменилась, а импорт словацкого стекла вырос более, чем в 7 раз. Среди крупных поставщиков можно также назвать Турцию с 4% и Германию, доля которой сократилась с 7% до 3%.

Посуда из фарфора

По посуде из фарфора (ТВНЭД 6911100000 «Посуда столовая и кухонная из фарфора») импорт в 1 квартале текущего года существенно просел и составил $17,4 млн. – снижение составило 18%. Если брать все основные товарные группы, то это самое серьезное снижение.

В импорте фарфора есть две крупные страны – Китай и Республика Беларусь. Доля первого в январе-марте 2020 года сократилась с 65% до 58%, доля второй выросла с 10% до 13%.

Посуда из керамики

Объем импорта посуды из керамики (ТНВЭД 6912002900, 6912002500, 6912002300 и 6912002100 включающие в себя посуду из каменной, грубой, тонкой и прочей керамики, а также фаянс) за первые три месяца 2020 года сократился на 2% и составил $14,5 млн.

Большая часть ввезенного товара пришлась на Китай, который увеличил долю с 79% до 81%. Среди других более-менее заметных стран с точки зрения можно отметить Украину с долей 3%, Португалию, доля которой сократилась с 5% до 3%, Румынию (2%) и Беларусь (2%).

В целом, как и в случае с импортом металлической посуды, влияние экономического кризиса и пандемии на импорт посуды из стекла и керамики пока не наблюдается, по крайней мере, по результатам 1 квартала текущего года. По фарфору спад произошел достаточно чувствительный, но пока сложно сказать, чем обусловлена такая динамика: масштабных промо-акций по фарфору ни в прошлом году, ни в начале этого не было, вряд и пандемия могла избирательно ударить именно по фарфору, все-таки основные производственные фарфоровые мощности Китая находятся за пределами провинции Хубей, наиболее сильно пострадавшем от вируса в 1 квартале. Возможно, что в силу не самой лучшей динамики с доходами населения, посуда из фарфора проигрывает более дешевым керамике и стеклу. Возможно, ситуация станет более понятной по результатам полугодия.

© posudka.ru