Сезон высокого спроса для рынка посуды 2023 – 2024 проходил на фоне относительной стабилизации. Располагаемые доходы покупателей и розничные продажи вышли на позитивную динамику, а производители, поставщики и ритейлеры более-менее решили для себя самые острые проблемы и пытались реализовать новые возможности сложившейся ситуации. Стабилизация рынка сопровождалась возвращением потребителей к долгосрочным трендам и моделям поведения, которые были актуальны еще в доковидную эпоху.
Общий спрос
Число поисковых запросов по слову «посуда» по статистике Яндекса (здесь и далее сравниваются суммарные данные за период с октября 2023 года – по март 2024 года по сравнению с октябрем 2022 года по март 2023 года) снизилось на 4%, по слову «сковорода» - осталось без изменений, по слову «кастрюля» - выросло на 4%. Такой разброс не сильно превышает статистическую погрешность, плюс нужно учитывать постоянно идущий отток интернет-пользователей с поисковиков непосредственно на площадки маркетплейсов. В целом, можно предположить, что спрос на посуду в завершившемся сезоне не сильно отличался от прошлогоднего.
Интерес к акциям
Растущую склонность приобретать посуду по акциям мы отмечали уже много лет назад - и данный тренд продолжает оставаться актуальным. В Яндексе рост числа запросов по словосочетанию «посуда акция» составил 13%. При этом можно отметить, что пик динамики, вероятно, пройден в силу естественных причин – доля посуды сегодня, предлагаемая покупателям со скидками как онлайн, так и на полках магазинов, близка к максимальной. Различия лишь в процентах скидки и честности продавцов: искусственное завышение исходных цен – популярный, повсеместный, и, надо признать, зачастую работающий прием.
Значимость лейбла «Сделано в России»
Интерес к посуде российского происхождения несколько снизился. Число поисковых запросов по словосочетанию «посуда Россия» сократилось на 7%, «Сделано в России» - на 6%. Можно предположить, что в текущих условиях страна происхождения немного потеряла в значимости с точки зрения решения о покупке - потребителей интересуют скорее практические свойства товара.
Безопасность и качество
Тема безопасности посуды переживает повышенный интерес. Число поисковых запросов в яндексе по словосочетанию «безопасная посуда» выросло на 25%. Потребители также стали интересоваться безопасностью и в негативной коннотации – число запросов по словосочетанию «вредная посуда» выросло на 21%. Скорее всего такая динамика отражает общемировую и в значительной связана с «хайповой» темой PFAS, которую не обходят стороной средства массовой информации. Число запросов по словосочетанию “керамическая сковорода» выросло на 16%, “антипригарная сковорода» - на 6%.
Словосочетание «посуда качество» стало популярнее на 44%, что говорит о проблемах в этой сфере. Стремление импортеров и производителей к удешевлению продукции, наблюдаемое в последнее время, обычно в некоторой степени порождает неудовлетворение потребителей. Также нельзя исключать проблемы, связанные со сменой поставщиков и материалов для производства посуды.
Иностранные и российские бренды
Интерес у пользователей Яндекса к самому известному бренду на рынке посуды – Tefal – в этом сезоне высокого спроса практически не изменился. Практически аналогичная картина наблюдается и в отношении популярной марки Rondell, позиционировавшейся как европейская (спад чуть более 1%) . Число запросов «императорский фарфор» выросло на 30%, «люминарк» - сократилось на 19%. Каких-то общих тенденций в этой здесь не видно, скорее, колебания обусловлены маркетинговой активностью компаний.