“Все счастливые года похожи друг на друга, каждый несчастливый год несчастлив по своему”, - так можно перефразировать классика, оценивая итоги 2024 год. Чтобы описать хороший год для рынка посуды, обычно достаточно пары характеристик: стабильность и рост дохода покупателей. В этом году с доходами было неплохо, а вот "стабильности нет", как отмечалось у другого классика. Уходящий год для рынка посуды начался в целом неплохо, но со второй его половины проблемы наслаивались одна на другую: инфляция съела значительную часть свободных средств покупателей, острее стала нехватка персонала, продолжались перманентные проблемы с оплатой поставок из-за рубежа, выросла стоимость заемных средств. Тем не менее, какими бы ни был сложным год, развитие на рынке посуды продолжалось: 2024 год запомнится яркими новинками, позитивными новостями о расширении отечественных производственных возможностей, осенней выставкой HouseHold Expo, ставшей, пожалуй, самой масштабной с момента своего возникновения. С точки зрения покупателей год также был скорее удачным: благодаря маркетплейсам выбор посуды сегодня огромный; цены растут, но, если поискать, в большинстве случаев можно найти выгодные варианты.
Ритейл
В 2023 году рост оборота розничной торговли составил 8%, отыграв падение 2022 года. В начале этого года казалось, что в текущем году есть шансы превзойти и этот результат, но, похоже, нет - по итогам января-октября рост ритейла составил 7,5% с тенденцией к сокращению.
Продолжили расти реальные располагаемые доходы населения - по итогам первых девяти месяцев они увеличились на 8,6%. Официальная инфляция по данным Росстата, актуальным на 23 декабря, составила 9,5%, более чем на два пункта превзойдя показатель прошлого года.
Рост цен, в свою очередь, сказался на индексе потребительской уверенности – он падал и в третьем, и в четвертом квартале 2024 года.
В конце текущего года и начале следующего многие производители посуды анонсировали увеличение цен, но при всей чувствительности спроса на посуду к ее стоимости, основная проблема в другом - значительное удорожание продуктов питания заставляет покупателей экономить на непродовольственных товарах.
Что касается каналов продаж, то продолжилось их перераспределение в пользу онлайна. По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем интернет-торговли в России за девять месяцев 2024 г. вырос на 43%. Доля онлайн-продаж в непродовольственной рознице оценивается в 25%. Росстат зафиксировал незначительное снижение доли розничных сетей в общем обороте ритейла оценив ее по итогам января-сентября 2024 года в 38,3% (снижение на 0,5 п.п.).
Среди тех, кому в 2024 году пришлось сложнее всех – несетевая посудная розница, именно у нее, главным образом и "отъедают" покупателей маркетплейсы.
Производство
Текущие обстоятельства по-прежнему благоприятствуют отечественным производителям посуды, особенно это видно в сегментах, где есть существенная доля отечественного сырья и материалов: в посуде из алюминия, в пластиковой утвари, посуде из стекла и керамики, в посуде из эмалированной стали. При этом одной из наибольших сложностей для производства стала проблема с персоналом – зарплаты в промышленности существенно выросли, конкуренция за работников (особенно, квалифицированных специалистов) усилилась.
Из позитивных событии уходящего года можно отметить появление отечественных антипригарных покрытий YUNA (УК «Пан-Синтез»), что должно помочь развивающемуся производству алюминиевой посуды стать более конкурентоспособным. Также продолжается строительство завода по производству посуды из жаропрочного стекла в Армавире (ООО «Горница») – его запуск запланирован на 2025 год; после закрытия Васильевского стекольного завода эта ниша в нашей стране свободна.
Рост возможностей отечественного производства стимулирует развитие частных торговых марок. СТМ за 2024 году увеличили свою значимость в качестве важного фактора конкурентоспособности и одного из немногих способов остаться в рынке для средних и мелких оптовиков и розничных продавцов.
Импорт
Для импортеров уходящий год стал сложным. Непростая ситуация с платежами в Китай и в Турцию сопровождалась задержкой поставок и увеличением стоимости импортируемой посуды. На этом фоне посуда некоторых европейских производителей, поставки которой стабилизировались, в рознице вновь стала относительно конкурентоспособной.
Курс рубля по отношению к доллару был нестабильным – дороже всего он стоил в июне (82,62 руб. за доллар США), а максимально падал в ноябре (109,58 руб. за доллар США). Но если сравнивать средние значения, то снижение стоимости рубля близко к показателю по инфляции. Среднегодовой курс в 2024 году составил 92.63 руб. за доллар США, что всего на 8,7% выше среднегодового курса2013 года (85.16 руб. за доллар США).
Сложности в импорте посуды имеют и оборотную сторону – уровень конкуренция в этом сегменте снизился: количество новых игроков, выходящих на рынок, по нашим наблюдениям, в 2024 году было близко к минимуму за последние лет 20.