Экономический кризис: время передела рынка.

Финансовый кризис, случившийся в мировой экономике нынешней осенью, внес свои коррективы в жизнь всех субъектов экономической деятельности – от крупных корпораций до отдельных потребителей. Падение покупательского спроса, отток инвестиций, череда банкротств и сокращений стали обычными явлениями во многих отраслях, не исключая и рынок посуды. Вместе с тем, всякий кризис – это не только время больших потерь, но и время больших возможностей. Как утверждают экономисты, кризис - это ситуация передела рынка, когда более адекватные происходящим изменениям компании увеличивают свое присутствие на рынке, а менее адекватные – теряют место «под солнцем». В данной статье мы попытаемся понять, за счет чего компании могут не только благополучно пережить сложные времена, но и достичь ключевых стратегических целей по укреплению своих позиций в долгосрочном периоде.

Конкурентная борьба в период кризиса напоминает поединок боксеров в последних раундах – когда накопившаяся усталость полностью меняет картину боя. Вместо силы, ключевым фактором становится точность, вместо скорости – умение предугадывать действия соперника, а вместо отточенной техники – воля к победе и готовность биться до конца. Бизнес – процесс не менее сложный по сравнению со спортом, и здесь уместны свои аналогии.

Так, кризис нивелирует разницу между крупными компаниями и мелкими. Если в обычное время крупные компании, в силу своих размеров и финансовых возможностей, заведомо имели преимущества, то теперь большой размер часто увеличивает уязвимость предприятий. Большие компании имеют избыточные уровни иерархии, управление в них стоит гораздо бóльших ресурсов. Высокая степень бюрократизации, которая хороша в стабильных условиях, в моменты, когда нужно быстро провести необходимые изменения, становится обузой, отказ от которой, к тому же, чреват хаосом и потерей управления.

Возрастает роль процессов планирования и прогнозирования. Если в условиях растущего рынка цена ошибки, как правило, не очень велика, то в условиях падающего рынка любой, даже не очень серьезный, просчет может очень дорого обойтись компании. В тех ситуациях, когда в более благополучное время можно было положиться на интуицию и пойти на риск, теперь требуется тщательная оценка ситуации, планирование и прогнозирование возможных рисков и эффектов.

Соответственно, меняется и роль информации. Компании, которые способны полноценно отслеживать ситуацию на рынке, понимать логику поведения конкурентов и предугадывать те или иные их действия, обречены на успех. Именно информированность о реальном положении дел на рынке, постоянный мониторинг действий конкурентов, динамики изменения потребительского спроса и т.д., позволяет добиваться максимальных результатов с минимальными ресурсами и избегать потерь.

Возрастает значение корпоративного духа фирмы. Кризис неизбежно вызывает напряжение в трудовых коллективах. И важно не только минимизировать негативные процессы в психологии взаимоотношений сотрудников между собой и руководством компании, но и постараться сплотить коллектив для реализации главных задач – по выживанию и укреплению позиций предприятия на рынке. Очевидно, что мотивация персонала в кризисных условиях должна быть иной, нежели в более спокойные периоды, и недостаток финансовых ресурсов должен компенсироваться нематериальными ценностями.

Можно выделить несколько важных областей во внешнем и внутреннем окружении, которые могут стать как источником дополнительных ресурсов, так объектом для нападений со стороны конкурентов.

Клиенты. Кризис и такие связанные с ним явления, как нарушение сроков оплаты, невыполнение заявок, одностороннее изменение условий договора, давление и прочие, способствуют возникновению конфликтов между поставщиками и клиентами. И зачастую, даже самые лояльные клиенты с гораздо большей охотой рассматривают альтернативные варианты. А это отличный шанс увести у компании самых привлекательных клиентов. Кроме того, некоторые компании вполне могут прекратить свое существование, и их клиентская база станет достоянием конкурентов.

Поставщики.
То же самое можно сказать и про поставщиков и производителей. Неизбежные трудности со сбытом заставляют поставщиков расширять каналы дистрибуции, искать новых партнеров и с большей лояльностью реагировать на запросы имеющихся клиентов, если они могут привести к активизации продаж. Это дает покупателям ряд дополнительных возможностей в получении товара по более привлекательным условиям, начать работать с теми поставщиками и производителями, которые ранее негативно относились к идее расширения числа дистрибуторов.

Персонал.
Кризис – хорошее время для укрепления кадрового состава предприятия, в том числе и за счет лучших специалистов из конкурирующих компаний. В большинстве фирм если и не проходят массовые сокращения, то большинству сотрудников на длительное время приходится забыть о росте заработной платы и карьере. Это не самым лучшим образом действует на лояльность специалистов и создает дополнительные возможности для «охоты за головами», причем шансы приобрести высококлассного профессионала с минимальными затратами как никогда высоки.

Кризис также самое подходящее время для того, чтобы вплотную заняться укреплением экономического состояния предприятия. В данном случае вряд ли можно говорить об увеличении прибыли, однако есть хорошие шансы снизить издержки. Это возможно сделать, например, за счет увеличения производительности труда как собственных сотрудников (при правильной психологической атмосфере в коллективе сотрудники в сложные периоды работают с большей отдачей) так и подрядчиков, оказывающих транспортные и логистические услуги. Немаловажный фактор – пересмотр системы оценки эффективности косвенных затрат (корпоративных расходов, расходов на рекламу и продвижение, представительских и прочих расходов). Сложные времена – отличный повод для того, чтобы научиться тратить деньги рационально.

Кризис - это главный враг консерватизма, и трудно придумать более подходящий период для серьезных изменений в организации бизнес-процессов. Если в условия стабильности любые перемены воспринимаются сотрудниками как необязательные и нежелательные, то в условиях падения рынка изменения становятся психологически ожидаемыми и желаемыми. Внедрение инноваций в таких условиях проходит гораздо легче.

Как отмечают эксперты, одна из главных опасностей кризиса – отказ от реализации стратегии развития. Тактические меры по выживанию компаний могут полностью подменить собой стратегию развития, что, в свою очередь, грозит дезориентацией и потерей конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Поэтому нельзя не учитывать, что изменившаяся ситуация на рынке не отменяет достижения поставленных стратегических целей, а лишь требует более адекватных технологий для их достижения. Для компаний, торгующих посудой, стратегическим приоритетом в любой ситуации должны оставаться продажи, и большую часть имеющихся ресурсов нужно направить именно в эту сферу. Все остальные стороны деятельности предприятия следует рассматривать как вспомогательные и оценивать их с точки зрения того, как они сказываются на продажах.

© posudka.ru