Глазами очевидца. Культхозбыттовары - 2008, Минск.

С 17 ноября по 21 декабря в Минске прошла оптовая выставка-ярмарка "КУЛЬТБЫТХОЗТОВАРЫ—2009". О своих впечатлениях о выставке и о перспективах рынка посуды в Белоруссии в связи с последними событиями в экономической жизни этой страны, нашему сайту рассказал Илья Н.Петунов, директор Частного производственного унитарного предприятия "Белпромсервис-Плюс" (Фотогалерея выставки).

"В последние годы Культбытхозтовары превратилась в сугубо внутреннюю выставку. Иностранное участие в ней можно назвать символическим: два-три российских и украинских участника. С учетом экономических реалий Республики Беларусь, крупные российские оптовики уже давно поставили крест на белорусском рынке. Налогообложение, условия работы, отсутствие единой валюты и малая емкость рынка заставили их ограничиться оптовыми поставками белорусским фирмам-резидентам. Не были пущены на рынок и крупнейшие российские ритейлеры. Поэтому розничный бизнес, который начал развиваться в Беларуси с заметным опозданием от России в силу серьезных законодательных ограничений, далек от российского, как по своему качеству, так и по масштабам.

ООО «Белпромсервис» в этом году выставлялось на своем привычном месте. Прошедший сезон для предприятия сложился успешно. В начале года было открыто дочернее предприятие частное унитарное производственное предприятие «Белпромсервис-Плюс», на которое было передано производство посуды и столовых приборов из нержавеющей стали. Производственное предприятие теперь работает на льготной системе налогообложения по программе для малых городов Беларуси. В течении года доля изделий собственно производства в ассортименте ООО «Белпромсервис» неуклонно увеличивалась и в настоящий момент превысила 60% от общего объема продаваемой продукции. Торговая марка «БЛАГО» успешно развивается, завоевывая все новых постоянных покупателей на белорусском рынке. До конца года планируется освоение еще 3-х новых видов продукции. Успешно идет освоение рынка HoReCa, ООО «Белпромсервис» уже выиграл несколько крупных тендеров на поставку профессиональной посуды предприятиям общественного питания Минской области

Что касается структурного состава посетителей выставки, можно отметить значительно меньшее, по сравнению с прошлыми годами, количество товароведов, представляющих белорусские РАЙПО и практически полное отсутствие менеджеров торговых сетей и гипермаркетов. Гипермаркеты в Белоруссии продолжают активно строиться, только пока существенных изменений в формат розничной торговли промышленными товарами они так и не смогли внести. Это связано с недальновидной политикой владельцев ритейла, которые пытаются за счет товарных кредитов поставщиков как можно быстрее окупить вложенные в строительство деньги. В результате полки гипермаркетов заполнены дорогой и не всегда качественной продукцией. Реальной конкуренции между торговыми сетями и традиционными магазинами практически нет. Розничная торговая надбавка на государственном уровне ограничена 30% и это обстоятельство не способствует созданию конкурентной среды. В основном продавцы предпочитают использовать торговую надбавку по максимуму.

Каковы же перспективы развития посудного рынка Беларуси? С нового 2009 года существенно меняется порядок ввоза и налогообложения товаров происходящих из 3-х стран для белорусских индивидуальных предпринимателей. В связи с этим, схемы импорта китайской посуды через ИП с территории России без уплаты НДС и пошлины окончательно отмирают. А на самостоятельный прямой импорт белорусские предприниматели, за редким исключением, так и не отважились. Причин тут много. Одна из главных - это таможенный параметр цен ввоза по нержавеющей посуде, который в Белоруссии в 2 раза выше, чем в России, а также наличие 15% налога с продаж на товары импортного производства. Это делает внутренние цены Белоруссии на импортную посуду неконкурентоспособными.

Следует отметить, что второе полугодие этого года для белорусского оптового рынка складывается очень драматично. Начало осени ознаменовалось настоящим шоком от планов правительства ограничить торговую набавку импортеров и розницы 30% на всех. Некоторые участники рынка были вынуждены открыто заявить о сворачивании своего бизнеса. Но после жарких дискуссий и протестов по этому поводу, правительство пошло на попятную. Не успели схлынуть волнения по поводу ограничения торговых надбавок, как на Белоруссию навалился мировой экономический кризис. Несмотря на бравурные заявления чиновников о «неуязвимости» отечественной экономики и стабильности национальной валюты, банки вдруг резко прекратили кредитование, а по имеющимся кредитам начали повышать ставки. В начале ноября начал расти курс доллара, спрос на валюту в 4 раза превысил ее предложение. После нескольких провальных Банк Республики Белорусь ввел запрет на предоплату нерезидентам во всех видах валюты, включая белорусский рубль. Эта «свежая» новость активно обсуждалась в кулуарах выставки. В том виде как вышел этот запрет - это, по сути, конец торговли импортом. Ситуация меняется по несколько раз на день. Письма, разъяснения и постановления издаются пачками. Импортеры и отечественные производители, использующие импортную комплектацию, находятся в полной растерянности. Невозможно прогнозировать на сколько-нибудь определенный период времени свою хозяйственную деятельность, у всех ощущение скорой и неизбежной девальвации белорусского рубля. В такой атмосфере строить планы по дальнейшему развитию крайне сложно.

Вместе с тем, все участники отмечают рост спроса и раннее начало сезона продаж в этом году. Так оборотные показатели июля – августа 2008 года у некоторых фирм превысили показатели ноября-декабря 2007г. с последующей хорошей динамикой роста в сентябре-октябре. Торможение в ипотечном кредитовании, увеличение ставок по потребительским кредитам в значительной мере отвратило граждан от дорогостоящих покупок.

Теперь вопрос в том, насколько глубокими и системными могут оказаться последствия глобального экономического кризиса для банковской системы Беларуси. Пока лишь можно с уверенностью сказать о неизбежном росте издержек оптовых и розничных предприятий в связи с удорожанием кредитных ресурсов, трудностях при расчете с поставщиками по импорту в связи с запретами Нацбанка. Все это может нарушить стабильную работу некоторых предприятий, а при большой доли заимствований в денежных ресурсах предприятия - привести к их банкротству. Учитывая то, что Беларусь - «социально ориентироапнное государство», при ухудшении экономической ситуации в стране последним, за что будет держаться государство, будут зарплаты и кредитование торговли. Поскольку рынок продуктов питания в Белоруссии на 80% основан на отечественных продуктах, большие потрясения ему не грозят. А вот промышленная группа может сильно пострадать от ограничений во внешней торговле, так как в силу особенностей белорусского рынка в значительной степени зависит от экспорта/импорта. Пока наиболее сильно пострадали от последствий кризиса промышленные предприятия Беларуси, ориентированные на экспорт в Россию. Близки к остановке предприятия, связанные с производством строительных материалов, металлурги. МАЗ затарен готовой продукцией до такой степени, что на его территории стало сложно передвигаться. По инерции все продолжают работать, пока на склад, но если к весне ситуация со сбытом не улучшиться, то придется отправлять рабочих в отпуска или даже сокращать штат.

Подводя итог, можно отметить, что в последнее время выставки, подобные Культхозбыттоварам, в значительной степени утратили свое основное предназначение и превратились в большие имиджевые тусовки. Прошедший сезон существенно поменял тенденции на белорусском рынке. На рынке посуды произошли заметные структурные изменения. Конкурентная борьба, экономические трудности и структурные преобразования привели к переделу рынка между крупными игроками. Некоторые фирмы вынуждены были свернуть свой бизнес, а некоторые сильно его реструктуризировать.

Потерпели полное фиаско практически все крупные проекты по импорту турецкой и китайской нержавеющей посуды. В то же время наблюдается значительный рост спроса на качественную нержавеющую посуду отечественного производства. В классе российской эмалированной посуды конкуренция усилилась за счет выхода на рынок новых фирм, но это не привело к существенному снижению оптовых цен, так как большинство оптовиков и так работает по этому виду посуды на пороге рентабельности. Экономическая ситуация в стране в связи с глобальным экономическим кризисом к концу года резко обострилась. Изменения валютной политики государства могут внести серьезные коррективы в работу импортеров помимо их планов и желаний.

В связи с предстоящим изменением налогового законодательства в отношении ИП, ростом торговых сетей, в будущем сезоне предстоят серьезные трансформации в секторе рыночной торговли. Скорее всего, посуда просто покинет прилавки рынков или ИП будут вынуждены перейти на снабжение товаром исключительно от белорусских оптовиков".

© Илья Н.Петунов, директор Частного производственного унитарного предприятия "Белпромсервис-Плюс" 2008г. Все права защищены. Перепечатка материалов данной статьи возможна только с письменного разрешения автора.