Сложности на европейском рынке все-таки сказались на посещаемости Ambiente в этом году, но изменения были незначительны. 140 тыс. посетителей (против 145 тыс. в 2011) году – это отличный результат в условиях плохой конъюнктуры. Визуально такие колебания посещаемости не заметны, хотя некоторые экспоненты жаловались на снижение количества посетителей их стендов. В целом Ambiente снова подтвердила свою репутацию самой большой и интересной мировой выставки посуды и товаров для дома.
В очередной раз порадовало большое количество русскоязычных специалистов, приехавших на выставку. Большой повод для оптимизма можно найти и в том, что они все чаще встречаются на стендах компаний, специализирующихся на выпуске действительно качественной продукции с приличным дизайном. Все-таки мода на хорошие вещи рано или поздно должна дойти и до широкого круга российских покупателей со средним достатком, и прошедшая Ambiente позволяет надеяться, что этот процесс будет идти довольно быстрыми темпами. Отрадно отметить и то, что большинство компаний, с представителями которых удалось поговорить, настроены по отношению к России довольно позитивно, включая и тех, кто имел не совсем удачный опыт работы с российскими партнерами. Для многих Россия – это большой рынок с невысоким уровнем конкуренции и со значимой долей покупателей с высоким достатком, готовых приобретать довольно дорогие товары. На фоне спада спроса в большинстве европейских стран, Россия рассматривается как один из альтернативных вариантов для сбыта продукции.
Как обычно, на Ambiente были представлены тысячи новых товаров, хотя действительно инновационных продуктов, которые бы существенным образом могли бы изменить функциональные свойства, было совсем немного. Видимо, ситуация в экономике не благоприятствует выводу на рынок новых технологий и инвестициям в их разработку. Другая возможная причина - существующая посуда настолько хороша, что улучшать ее уже некуда.
В последние годы в качестве постоянных генераторов идей для посудного рынка выступают производители антипригарных покрытий. И 2012 год не стал исключением. Одним из центральных событий выставок стала презентация компанией Dupont новых концепций – «Палитра цвета» (линейка цветных покрытий) и «Художественная печать» (технология нанесения рисунков, надписей и узоров на внутреннюю поверхность посуды). Если цветными покрытиями, в общем, сегодня уже никого не удивишь, то «Художественная печать» открывает широкие возможности для производителей и корпоративных заказчиков. Внутренняя поверхность сковороды постоянно находится в поле зрения пользователей, поэтому идея использовать ее в качестве рекламного или информационного носителя выглядит очень заманчивой. Тем более, что нанесение рисунков никоим образом не ухудшают функциональные свойства посуды. Уже по первым образцам применения данной технологии, которые были представлены на стендах ведущих мировых производителей, виден большой потенциал для фантазии дизайнеров и маркетологов.
Продолжаются эксперименты с цветами покрытий. Причем акцент все больше смещается от колорирования внешней поверхности посуды к окраске внутренней. Дальше всех, на наш взгляд, в этой сфере продвинулась компания Greblon, предложившая своим партнерам серию цветных керамических покрытий с эффектом «металлик». На первый взгляд подобные сковороды выглядят очень необычно, однако мы знаем, насколько в последние годы покупатели восприимчивы к новинкам и с удовольствием откликаются на довольно смелые предложения производителей.
Если говорить о посуде с керамическим покрытием, то складывается ощущение, что ее популярность в Европе подошла к своим пределам. Все, кто хотел, ввел линии посуды с керамическим покрытием в свой ассортимент, а большинство конечных покупателей уже знают о такой посуде, ее преимуществах и недостатках и определилось со своим к ней отношением. Вряд ли европейский рынок ожидает в ближайший год-два падение интереса к керамике, однако прежних темпов роста тоже не стоит ожидать. Россия, как известно, отстает от европейских трендов на год-два, поэтому у нас рост интереса к керамическим покрытиям еще какое-то время будет актуальным.
Пик моды в этом сезоне, судя по всему, ждет посуду со стеклянными крышками с силиконовым ободком. Антискользящие свойства, которыми обладает силикон, существенно улучшают функциональные свойства стеклянных крышек - даже на поверхностях с антипригарным покрытием такие изделия легко можно зафиксировать в любом положении, необходимом для регуляции выхода пара. Кроме того, силикон можно окрашивать в самые различные цвета, что существенно расширяет возможности дизайна.
Интересную концепцию представила итальянская марка Campana. Ее новая коллекция посуды Initia имеет особый механизм крепления съемных ручек, а формы изделий позволяют использовать их в качестве сервировочной посуды, в том числе и тарелок. Данная новинка должна прийтись по сердцу тем покупателям, которые не любят зря тратить силы, время и ресурсы на мытье посуды. Единственное, что пока не понятно, насколько покрытие такой посуды будет долговечным к использованию металлических столовых приборов, включая столовые ножи.
Продолжается популяризация керамической и фарфоровой жаропрочной посуды. Это связано как с продолжающимся ростом интереса к концепции Slow Cooking, так и с тем, что современная жаропрочная посуда из фарфора и керамики становится пригодной для использования практически на всех видах плит, кроме индукционных, включая и микроволновые печи. Не случайно одним из продуктов, выбранных для презентации в рамках проекта Solutions, был выбран керамический вок от бразильской компании Ceraflame.
Если говорить о тенденциях в оформлении кухонной посуды, то в моде сегодня цветовое многообразие. Не спадает популярность белой посуды разных оттенков, много представленных новинок были оформлены в натуральные неяркие цвета, еще больше новых товаров выделялись броскими насыщенными красками. Черный цвет также не забыт и пользуется популярностью. Широкое разнообразие цветов сегодня - это требование рынка. Кухонная посуда стала полноценным объектом интерьера, и покупатели хотят иметь возможность легко подобрать нужную по стилистике посуду под любое оформление кухни.