По мере своего развития выставка HouseHold Expo становится довольно точным «барометром», который отражает все процессы, происходящие на рынке посуды, и позволяет строить прогнозы на ближайшее будущее. Если основываться на впечатлениях от прошедшей в сентябре осенней HouseHold Expo, то можно предположить, что рынок посуды и товаров для дома стоит на пороге кардинальных изменений. Относительно спокойные годы посткризисного развития грозят закончиться, и вполне возможно уже в конце этого года резкий рост конкуренции заставит участников рынка в значительной степени пересмотреть свои бизнес-стратегии.
Для начала обратимся к анализу статистики посетителей и участников HouseHold Expo. Первая осенняя выставки прошло пять лет назад, а это, по нашим временам, значительный срок. Для удобства приведем сводную таблицу по основным показателям осенних выставок с 2008 по 2012 год.
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Количество участников |
195 |
231 |
305 |
418 |
479 |
Выставочная площадь (кв. метров) |
8747 |
8 500 |
13 545 |
17 525 |
19500 |
Количество посетителей |
6127 |
6182 |
8542 |
9 284 |
9243 |
Как следует из таблицы, осень 2012 года вновь стала для HouseHold Expo рекордной по количеству участников. По сравнению с прошлым годом оно выросло почти на 15%, а выставочная площадь увеличилась на 11%. Количество же посетителей практически не изменилось. Если посмотреть не на абсолютные цифры, а на индексы динамики изменений рассматриваемых нами показателей, картина становится еще более интересной:
Как видно из графика, с 2008 года количество участников выросло в 2.5 раза, а количество посетителей – всего в 1.5 раза. Визуально это выражалось в довольно значительном количестве новых стендов новых компаний с новыми торговыми марками, преимущественно импортного производства (особенно кухонной посуды из нержавеющей стали и алюминия с антипригарным и керамическим покрытием). Статистика HouseHold Expo с этой точки зрения вполне коррелирует с данными о динамике рынка товаров для дома, где в последние годы также наблюдается значительный рост товарного предложения и количества игроков, специализирующихся на оптовой торговле.
Наблюдаемая картина объяснима с учетом того, что российский рынок посуды и товаров для дома до сих пор развивался в условиях, близких к тепличным. Уровень конкуренции у нас в разы ниже европейской, а торговая наценка, наоборот, в разы выше. Такая ситуация способствовала увеличению количества участников, которые довольно быстро набирали достаточный вес для того, чтобы обозначать свои амбиции на ведущей федеральной выставке.
Основной вопрос заключается в том, сколько времени еще продлится подобная тенденция. Причины, которые способствуют росту количества игроков, известны и вряд ли в обозримом будущем прекратят свое действие.
В первую очередь речь идет о том, что торговая наценка на посуду и товары для дома во многих сегментах выше, чем на более развитых рынках (бытовой техники, строительных материалов, сантехники и т.д.). Это привлекает на рынок посуды новых мощных игроков из смежных сфер, у которых как минимум есть финансовые ресурсы и отстроенная логистика.
Вторая причина роста игроков – это амбиции торговых менеджеров и относительно невысокий порог входа на рынок. У многих наемных специалистов рынка (особенно это касается руководителей отделов продаж, коммерческих и генеральных директоров и особо продвинутых байров) есть все возможности для открытия собственного дела: поставщики (как правило, заводы или посредники в Китае), клиентская база и команды опытных специалистов. При наличии определенной деловой хватки найти под новый проект инвестиции оказывается не так уж сложно.
Третья причина состоит в том, что у существующих игроков рынка нет особых преимуществ, благодаря которым они могли бы чувствовать себя в относительной безопасности. Единицы имеют в своем ассортиментном портфеле хоть сколько-нибудь известные имена или торговые марки, еще меньшее количество могут рассчитывать на то, что их продукция пользуется доверием у конечных потребителей. Значительная часть продукции не защищена никакими патентами и легко копируется конкурентами, технологии продаж примитивны и также повсеместно распространены. Развитие торговых сетей постепенно снижает ценность систем региональной логистики, хотя и устанавливает определенные барьеры для небольших компаний с точки зрения необходимых объемов поставок продукции и уровня поддержания товарных запасов.
Если добавить к этому просыпающийся интерес к российскому рынку со стороны европейских производителей, которые испытывают проблемы с развитием на внутреннем рынке, то рассчитывать на скорую стабилизацию предложения на рынке посуды не приходится.
Спрос же в последние годы хотя и растет, но совсем не такими темпами. Если сравнить индексы роста потребительских расходов и количества посетителей выставки HouseHold Expo, то они удивительным образом совпадают, то есть реальный рост спроса за пять лет не превысил 50%.
Увеличивающийся разрыв между предложением и спросом позволяет предположить, что многих игроков рынка посуды и товаров для дома ждут непростые времена. Уже сейчас видно (в том числе и из разговоров с менеджерами на стендах на HouseHold Expo), что в отсутствии серьезных объективных преимуществ компании начинают довольно резко снижать торговую наценку и/или экономить на качестве, используя то, что российский покупатель очень чувствителен в первую очередь к цене. Но при дальнейшем росте предложения стратегия низких цен неминуемо начнет давать сбои. И многие компании вынуждены будут задуматься о поиске новых аргументов в конкурентной борьбе и новых моделях ведения бизнеса.
Вполне возможно, что уже в ближайшем будущем мы станем свидетелями того, как компании будут открывать новые ниши и выходить на новые рынки (есть, например, Таможенный союз, резервы которого пока практически не используются), увеличивать вложения в маркетинг и продвижение, разрабатывать уникальные продукты и защищать их, поглощать конкурентов, объединяться в союзы и так далее.
Если говорить об общих оценках прошедшей выставки HouseHold Expo, то большинство участников и посетителей оценили предварительные результаты вполне позитивно. Многие, с кем удалось пообщаться, отметили и выросший по сравнению с прошлым годом качественный состав посетителей, и более удобную с точки зрения навигации схему расположения стендов, и активную работу многих экспонентов, активно привлекавших посетителей яркими стендами, конкурсами, розыгрышами, музыкой и кулинарными шоу.
Развитие HouseHold Expo, с одной стороны, пока идет темпами, значительно опережающими развитие других российских выставок посуды и товаров для дома. С другой стороны, резервы для роста еще есть, как для количественного, так и для качественного. Уже этой весной организаторы одновременно с HouseHold Expo намерены запустить несколько параллельных проектов (выставки Stylish Home, Outdoor Dacha, Chrismas Box Podarki, Horeca Leto и форум Horeca Just Horeca), рассчитанных на расширение аудитории. В случае, если подобная стратегия окажется успешной, то через несколько лет мы будем иметь в Москве одно из cамых масштабных событий на рынке товаров для дома, которое вполне может быть сопоставимо по масштабам с выставками в Италии, Британии, Франции или Гонконге.
Отзывы участников.
Светлана Сушенцова, компания «Алекс трейд»
Выставка прошла на должном уровне. К нам на стенд пришло много новых клиентов, которых мы еще не знаем. Приехали покупатели из дальних регионов: Барнаула, Южно-Сахалинска, Новосибирска, Екатеринбурга, Челябинска.... Среди них были как Интернет-магазины, так и розничные сети и крупные оптовики. Результатами выставки очень довольны.
В последний раз мы участвовали в HouseHold Expo года два назад и тогда результаты нас немного разочаровали. Теперь же можно говорить о том, что выставка перешла в новый формат, она раскрученная и на нее приезжает много клиентов из разных регионов.
Александр Ренц, компания Weilburger Coatings (производитель антипригарных покрытий т.м. Greblon)
Так как мы участвовали в HouseHold Expo в первый раз, нам было важно определить на будущее, стоит ли дальше присутствовать на ней или нет. Я могу сказать, что для нас она прошла очень успешно, мы познакомились со многими новыми клиентами и увидели для себя большой потенциал на российском рынке. Вопрос о дальнейшем участии в HouseHold Expo практически решен – для нас присутствие на российском рынке становится очень важным.
Илья Иванов, компания ДЦ «Тайпит»
К этой HouseHold Expo мы подготовили большое количество интересных новинок, которые, в том числе, способствовали тому, что к нам пришло много новых клиентов. Посещаемость относительно осени прошлого года была очень хорошая, увеличение произошло где-то процентов 30%. В первые дни больше было покупателей из дальних регионов: Дальнего Востока, Сибири, Урала, во второй половине выставки доминировали посетители из европейской части России.
Дарья Сеничева, «Дюпон Наука и Технологии»
Посетителям выставки очень понравился наш стенд, по мнению многих он получился интересным и неординарным. Если говорить о результатах, то у нас не было особых ожиданий, потому что мы не являемся производителями конечной продукции. Для нас была важна имиджевая составляющая, плюс HouseHold Expo стала хорошей возможностью представить наши новые инновационные продукты. Вопрос о дальнейшем участии в этой выставке будем рассматривать позже, В целом можно отметить, что для первого раза впечатления от выставки очень даже неплохие.
Альбина Стеценко, завод "Биол"
В первую очередь понравилось то, как, судя по HouseHold Expo, расширяется российский рынок. Выставка заметно становится масштабнее и это привлекает к ней новых посетителей и участников. Для нас прошедшее мероприятие стало возможностью встретиться с нашими клиентами, подвести определенные итоги, обсудить планы по совместной работе в 2013 году и тенденции развития. Также нам было важно оценить наши текущие позиции на российском рынке, понять преимущества и недостатки, чтобы в будущем увеличить эффективность работы.
Лев Гришин, компания «Руссбыт»
Для нашей компании, я считаю, результаты выставки оказлись очень хорошими, особенно для первого раза. Представленная нами продукция постоянно пользовалась значительным интересом, мы познакомились со многими новыми клиентами и получили большое количество запросов на сотрудничество. Приятно было в общении с посетителями узнать, что наша чугунная посуда довольно хорошо известна на рынке и пользуется хорошей репутацией.
Елизавета Серова, завод «Нева металл посуда»
Мы считаем, что выставка для нас прошла успешно, было много посетителей, среди которых было и неожиданно много новых потенциальных клиентов, что для нас стало приятным сюрпризом. Время покажет, станут ли они нашими покупателями, но, тем не менее, позитивную тенденцию нельзя не отметить: наша продукция продолжает пользоваться спросом и нам есть куда расти.
По сравнению с прошлым годом выставка показалось более представительной и по количеству стендов, и по их масштабам. Если говорить о HouseHold Expo, то мы видим, что европейский стиль выставок приходит в Москву. Это проявляется, в том числе, и в большом количестве интересных интерактивных мероприятий, которые можно было наблюдать на стендах участников.