Масштабы прошедшей выставки Ambiente Frankfurt 2009 не позволяют уместить все впечатления в одну статью, поэтому мы решили разделить итоговый материал на две части. Первая часть будет целиком посвящена кухонной посуде, вторая - столовой. Вслед за фотоотчетом мы публикуем небольшой рассказ о том, что происходило в павильонах, занятых производителями и дистрибьюторами кухонной посуды.
Тенденции
Пожалуй, самой обсуждаемой на выставке темой стал вопрос о том, каковы будут последствия кризиса на рынке кухонной посуды и как работать в новых условиях. Экономические проблемы оказали существенное влияние на объемы продаж всех игроков рынка во всех странах. Однако оптимизма участникам рынка добавляет то, что у большинства компаний состав покупателей практически не изменился, а количество заказов даже увеличилось. Последний факт объясняется тем, что в условиях нестабильности оптовые компании и розничные магазины стараются держать на остатках как можно меньше товара и планируют свою деятельность на очень короткие промежутки времени.
В то же время в сложившейся ситуации есть и свои плюсы. Так, например, снижение цен на сырье и энергоносители дает возможность производителям снижать цены на продукцию. Особенно это актуально для тех компаний, которые поставляют значительные объемы в страны, где курсы национальных валют сильно снизились по отношению к доллару и евро, в том числе в и Россию. Следует отметить, что европейские производители стараются более гибко реагировать на кризис, и постоянно находятся в поиске резервов для поддержки своих покупателей. Азиатские же производители посуды, на наш взгляд, находятся в большей растерянности. Визуально это было заметно и по активности в павильонах, занятых китайскими и индийскими компаниями, которая в этом году была заметно ниже прошлогодней.
Одной из самых заметных тенденций стало увеличение числа компаний, представивших на своих стендах продукты, так или иначе связанные с идеей экологии и безопасности. В первую очередь это касается посуды с антипригарным покрытием. В течение нескольких лет в средствах массовой информации с нарастающей активностью ведется кампания о небезопасности использования посуды с антипригарным покрытием, и это не могло не сказаться на рынке. В прошлом году заметным событием стало появление посуды GreenPan, главным конкурентным преимуществом которой стала концентрация на идее безопасности и экологии. В этом году эстафету продолжило довольно значительно количество компаний. Среди наиболее заметных примеров можно назвать торговую марку Moneta (принадлежающую компании Alluflon), которая выпустила линию посуды с покрытием Ceramica (без PFOA и PTFE), появление новых керамических покрытий (также без PFOA и PTFE) Ceralon и Ilasol в ассортименте производителя покрытий, компании ILAG. Не осталась в стороне от этой тенденции и компания Dupont. На ее стенде было представлено новое покрытие без PFOA Teflon Platinum Plus. Российская компания «Нева-Металл Посуда», много лет выпускающая сковороды с покрытием на водной основе «Сталофлон», также не преминула сделать на этом акцент и специально к выставке подготовила специальную брошюру.
Предсказать дальнейшее развитие ситуации пока сложно – слишком мало времени прошло с начала появления новых покрытий и рано говорить о каком-то технологическом повороте. В профессиональной среде преобладают скорее скептические настроения по отношению к новой моде. С одной стороны, керамические покрытия обладают сравнительно худшими свойствами по долговечности использования, их производство требует больших энергетических затрат, посуда с керамическими покрытиями также менее устойчива к механическим воздействиям. Кроме того, очень небольшой процент потребителей даже в европейских странах принимает решения о покупке посуды исходя из того, какое она имеет покрытие, да и информация о вреде традиционного покрытия на сегодняшний день является скорее мифом, нежели научным фактом.
Отдельного внимания заслуживает организация работы компаний на стендах. В стремлении привлечь внимание посетителей участники выставки проявили достаточную изобретательность. Самым распространенным способом стала демонстрация потребительских качеств посуды специалистами поварского искусства. Результатами их творений бесплатно угощали посетителей. В итоге в павильонах с посудой для приготовления пищи стояла атмосфера кухни гигантского ресторана – запахи (далеко не всегда приятные) волнами распространялись по выставке, смешивались, сменяли друг друга. Надо сказать, что данный способ давал практически стопроцентный результат – у стендов участников, которые им пользовались, неизменно собиралось множество людей. Помимо этого использовались и более традиционные методы – активно раздавались рекламные материалы на входах в выставочные залы, по выставке ходили в диковинных одеждах девушки в специальных костюмах, позируя фотографам и привлекая внимание посетителей. Основная же работа шла на внутренних пространствах стендов, часто стилизованных под кафе – именно там проводилось большинство переговоров.
Новинки
Как мы уже отмечали в предыдущей статье, к выставке «Ambiente Frankfurt» традиционно большинство компаний старается подготовить новые продукты. Несмотря на кризис, нынешняя выставка не стала исключением. Причем многие из новинок являются по настоящему "революционными", нарушающими сложившиеся стереотипы о том, как должна выглядеть посуда.
Сербский завод "Metalac" по праву можно назвать одним из законодателей моды в сегменте эмалированной посуды. Ставка, сделанная на производство посуды ярких цветов с оригинальными деколями часто себя оправдывает, несмотря на то, что в целом покупатели эмалированной посуды принадлежат к достаточно консервативной группе. На нынешней выставке изюминкой стенда "Metalac" стала посуда, разработанная известным дизайнером Karim'ом Rashid'ом. Некоторые из изделий уже были представлены российским дистрибьютором, компанией «Метрот», на московской выставке «Консумэкспо», другие - демонстрировались впервые. Вполне возможно, что их можно будет увидеть в наших магазинах.
Производитель металлической посдуы, компания ELO (поставщик сети гипермаркетов «Санта-Хаус») представила на выставке новую линию нержавеющей посуды под названием Trend Color. Отличительной особенностью изделий данной линии является цветное внешнее покрытие.
Компания TVS (ее продукцию в России представляют компании «Безант-1» и «ТАВ-Торг»), представила несколько новых линий. Об одной из них, Spices, мы уже писали ранее. Среди других хотелось бы отметить линию с симпатичным названием «Matrioska», которая основана на идее экономии места и линию «Terra», отличающуюся удивительным для посуды с антипригарным покрытием цветом. Кроме того, TVS презентовала новый проект - «Comby», идея которого заключается в том, что покупатель сам может сконструировать себе сковороду на свой вкус из предложенных вариантов ручек, цвета сковороды и узора на дне сковороды.
На стенде производителя чугунной посуды, компании Staub (в России она присутствует в ассортименте компаний Vazaro и "Генлекс"), выделялась нетипичным для чугуна белым цветом линия Pure Blanc. Использование белого эмалированного покрытия для чугунной посуды придает ей достаточно изысканный вид.
Участники выставки представили достаточно большое количество примеров, как функциональность кухонной посуды может быть удачно дополнена ее эстетическими качествами. Движение в этом направлении постепенно приводит к тому, что предметы посуды становятся центральными элементами интерьера современной кухни.