Очередная выставка HouseHold Expo, прошедшая в Москве в конце марта, получилась в этом году экспериментальной. Расширенная тематика, которую организаторы институализировали в отдельные выставки OutdoorDacha, ChristmasBoxPodarki, HorecaLeto, Stylish Home, LuxuryHITS и форумом Horeca. Just Horeca и даты проведения, сдвинутые на конец недели, в значительной степени повлияли на атмосферу выставки и статистику посещаемости.
Если сравнивать эту выставку с предыдущими весенними сессиями HouseHold Expo (а они проводятся с 2008 года), видно, что совместные усилия организаторов и участников не прошли даром. Впервые за свою «весеннюю» историю количество посетителей перевалило за 9 тыс. человек. Значительно увеличилась и площадь экспозиции – практически в два раза по сравнению с дебютным мероприятием. Весенняя HouseHold Expo продолжает укреплять собственный авторитет в качестве главного выставочного мероприятия на рынке посуды и товаров для дома первой половины года.
Динамика индексов основных статистических показателей весенней выставки HouseHold Expo
Приведенный выше график показывает, как меняется динамика основных показателей выставки с 2008 года. Если общее количество посетителей лишь недавно и ненамного превысило докризисный уровень, то количество участников и выставочная площадь выросли более ощутимо. Помимо увеличения конкуренции на рынке и расширении тематики выставки это вызвано также и меняющимися представлениями экспонентов о формате участия – в последнее время многие компании считают необходимым для себя занять большую площадь. Это позволяет им выгодно представить свою продукцию и оформить стенд таким образом, чтобы он был заметен для посетителей.
Предметом живых обсуждений среди участников выставки стало то, что из четырех дней работы мероприятия два дня пришлось на субботу и воскресенье. Большинству такое нововведение не очень понравилось - после насыщенного первого и второго дня выходные прошли в довольно спокойной обстановке – желающих поработать в субботу и воскресенье оказалось не много - в последние дни приехали в основном мелкие клиенты - владельцы небольших Интернет-магазинов или торговых точек. Статистика выставки и наш опрос некоторых участников о количестве контактов показали, что нововведение серьезного влияния на посещаемость не оказало – если раньше насыщенными традиционного были второй и третий день работы выставки, в этот раз пик пришелся на первые два дня. Тем не менее, организаторы пошли навстречу общественному мнению и объявили, что в следующем году весенняя выставка HouseHold Expo вернется к прежней традиции и будет проходить в будние дни.
Как всегда, выставка стала источником информации о процессах, происходящих на российском рынке посуды. Большинство наших собеседников отмечали, что сезон конца 2012 - начала 2013 года прошел довольно вяло, а начавшийся мартовский спад оказался более глубоким (назывались цифры от 15 до 30%), чем в прошлом году. Причем компании, имеющие розничные подразделения, приводили также данные и о снижение покупательского трафика в своих магазинах.
Такая ситуация выглядит довольно странно на фоне благоприятной официальной статистики по динамике объема розничных продаж и индексу потребительской уверенности. На смежных рынках, таких как бытовая техника и электроника, ситуация также более позитивная. Возможно, как мы уже неоднократно отмечали, подобные изменения обусловлены новой моделью покупательского поведения. Пока видно, что в последние месяцы акцент в потребительских расходах сместился на другие товары и услуги, а такой фактор, как стимулирование интереса покупателей с помощью искусственного раздувания проблемы безопасности посуды, практически полностью утратил свою эффективность.
Другая причина, из-за которой страдают участники рынка, – это резкий рост конкуренции среди импортеров посуды, который мы отмечали еще осенью прошлого года. Вместе со спадом спроса усиление конкуренции привело к тому, что многие импортеры и даже производители оказались к концу сезона с большими складскими остатками продукции без особых шансов в короткие сроки от них избавиться. Практически сразу после выставки можно было наблюдать (в том числе и по нашей новостной ленте) увеличение предложения посуды по сниженным (а иногда и по демпинговым) ценам. Особенно остро проблема перенасыщения продукцией и ценовых войн стоит перед участников рынка посуды из нержавеющей стали и посуды с керамическим и антипригарным покрытием.
Обострение конкуренции на рынке металлической посуды, к сожалению, ведет к общему снижение качества. Это видно даже невооруженным взглядом. Компании в условиях жесткой конкуренции стремятся сохранить привычную рентабельность и иметь запас для торга с покупателями. Один из немногих вариантов решить эти задачи – снизить себестоимость продукции за счет экономии на качестве. Внешнему виду посуды наоборот, стало уделяться больше внимания. С одной стороны он позволяет выделить продукцию на фоне конкурентов, с другой – маскирует невысокое качество и создает у покупателей позитивные ассоциации.
Начало дачно-отпускного сезона усугубит накопившиеся проблемы у игроков рынка посуды. К лету можно ожидать увеличение риска неплатежей, возможно также, что некоторые компании решат уйти со ставшего проблемным рынка. В условиях падения спроса многие наверняка скорректируют осенние закупки в сторону уменьшения, что, в случае изменения конъюнктуры рынка, вполне может привести к возникновению проблем с наличием продукции уже в сентябре-октябре.
Фото - www.hhexpo.ru