Сегодня Ambiente – единственная глобальная выставка на мировом рынке, где можно одновременно наблюдать как разные тенденции, происходящие в отдельных странах, так и ситуацию в целом. Все другие крупные выставки – кантонская, чикагская, миланская и другие, волей или неволей имеют ярко выраженную национальную или региональную окраску, в то время как состав экспонентов и посетителей Ambiente более разнообразный.
Один из неприятных, но ожидаемых итогов прошедшего мероприятия – снижение числа посетителей из России и Украины. Экономический кризис, который разворачивается в этих странах, фактически убивает бизнес, построенный на импорте. Исходя из бесед с европейскими компаниями, работающими с российскими покупателями, с начала года вполне позитивным сценарием можно считать падение объемов поставок на 50 – 70%, ведь многие российские импортеры вообще приостановили или прекратили работу с Европой. Такая ситуация в будущем вполне может обернуться тем, что у конечных покупателей будет единственная возможность приобрести продукцию европейских марок в поездках за рубежом или в зарубежных Интернет-магазинах, что, в свою очередь, может сильно поменять структуру дистрибуции в долгосрочной перспективе.
Европейские компании по большей части не готовы совсем терять российский рынок, и в этом смысле текущая ситуация – хорошее время для начала новых проектов. Много известных марок оказались фактически свободными, а ситуация в России рано или поздно начнет меняться в лучшую сторону. От качественных товаров невозможно отвыкнуть, и по мере прохождения шока от резких перемен и выравнивания цен между импортом и внутренним производством, покупатели будут возвращаться к европейской посуде.
Текущая ситуация благоприятствует и перспективам посудного экспорта из России. На выставке не один раз приходилось слышать вопрос о возможностях бизнеса с Россией. В этой связи было удивительно наблюдать отсутствие стендов российских компаний – это был, пожалуй, лучший шанс для экспортеров найти новых партнеров за рубежом.
Ситуация в разных странах Европы остается скорее непростой. У одного из главных производителей посуды – Италии – экономика по-прежнему в довольно тяжелом состоянии, что сказывается и на посудных компаниях. В Германии, Франции и странах Скандинавии ситуация чуть более благоприятнее, рост экономики начался и в Португалии. Страны Восточной Европы – Польша, Чехия, Словакия, Словения и др.– все уверенней чувствуют себя на европейском рынке – из-за роста себестоимости в Китае их заводам проще находить партнеров среди западных компаний, размещающих заказы на сторонних производствах.
Если говорить о новинках и трендах, то выставка показалась не самой насыщенной за последние годы. Не удалось увидеть каких-то принципиально новый идей или технологий, которые в ближайшем времени могли бы существенно изменить рынок посуды. Но, с другой стороны, все равно на прошедшей Ambiente было на что посмотреть - количество интересных, а где-то даже и удивительных продуктов оказалось очень большим.
С удивительного и начнем. Самые сильные впечатления от выставки с точки зрения новых технологий оставили три японские компании. Одна из них, L’hirondelle, представила литую эмалированную посуду из нержавеющей стали(!) с толщиной стенок примерно в 8мм. Это первая в мире разработка такого рода, на которую у данного производителя имеется патент. Пока не совсем понятны функциональные преимущества такой посуды, кроме 100% гарантии от коррозии, но японские хозяйки уже в восторге.
Другой японский производитель – компания Shupua, которой удалось произвести силиконовые стаканы, по внешнему виду (по прозрачности и по характерному голубоватому оттенку) ничем не отличающиеся от стеклянных. К тому же, силикон получился в меру гибким и, что естественно, небьющимся. Стоит такая посуда пока сильно дороже стеклянных аналогов, но как модный гаджет или сувенир вполне может быть востребована.
Третья японская компания, Isurugi Co, представила серию кухонных принадлежностей торговой марки Soil, сделанных из материала на основе диатомита. Благодаря высоким адсорбционным свойствам, диатомит прекрасно подходит для производства изделий для хранения сухих продуктов – соли, специй, чая, сахара и т.д.
Сразу несколько заметных игроков на мировом рынке посуды представили свои разработки с термодатчиками – видимо, мода на них возвращается. Сковороды линии Permadur с термоиндикатором от WMF имеют чувствительный к температуре пламязащитный экран, который при достижении правильной температуры готовки становится зеленым, а при перегреве – красным. Немецкая компании ELO использует похожую технологии - при нагревании на пламязащитном экране на ручке сковороды появляется надпись HEISS («горячий» – нем.). Компания Bialetti пошла еще дальше и встроила в сковороду Grill Diamond полноценный аналоговый термометр.
Компания Dupont представила оригинальные покрытия с технологией Radiance, улучшающее теплопроводные свойства посуды, используемой на индукционных плитах. В его состав входят частицы магнитной нержавеющей стали, которые при включенной индукционной плите нагреваются. Кроме того, покрытия с Radiance отличаются особым блеском - они как бы светятся изнутри, что выделяет их из обширного разнообразия антипригарных покрытий. Особое внимание потребителям, использующим индукционные кухонные поверхности, уделила компания TVS, представившая премиальную линию iStar 2Pro induction с двойным стальным диском, который улучшает способность посуды к нагреву и препятствует деформированию дна.
Сковорода iStar 2Pro induction от TVS
Другой производитель покрытий, компания Weilburger Coatings, продолжает эволюционное развитие. В частности, вниманию посетителей стенда были представлены декоративные керамические покрытия Greblon, которые выдерживают нагрузки на растяжение и могут быть интересны производителям посуды из штампованного алюминия. Другую интересную разработку Weilburger Coatings – цветные декоративные покрытия для стеклянных форм для запекания - можно было увидеть на стенде торговой марки Pasabahce. Посуда из жаропрочного стекла достаточно популярна во всем мире, и возможность ее улучшения за счет декоративных покрытий (а, возможно, в будущем, и внутренних антипригарных покрытий) может открыть фактически новое направление на рынке.
Интересную технологию освоила датская компания Stelton. Ее новая коллекция ваз и декоративных чаш Stockholm выполнена из алюминия, покрытого эмалью по технологии холодного эмалирования. Такой способ производства позволяет добиваться удивительно красивых декоративных эффектов.
Создание рельфа на внешней поверхности посуды – это еще одна тенденция, которая нам показалась интересной. В прошлогоднем обзоре мы отмечали линию Deco от TVS, изделия которой имели внешнюю поверхность, напоминающей огранку драгоценных камней. В этом году экспериментами с внешними поверхностями посуды занялись такие производители, как ELO, Flonal, Neoflam, а линия посуды Walzer с волнообразным рельефом от Rondell получила премию Kitchen Innovation Design. Когда все сковороды на полке похожи друг на друга, любое выделение из общего ряда становится конкурентным преимуществом.
Интересными показались и другие эксперименты с поверхностями посуды, как кухонной, так и столовой, когда благодаря особой обработке один материал выглядит как другой. Например, новая серия чугунной посуды Terracotto от Sambonet на вид не отличается от керамической посуды этой же линии, а новая коллекция посуды из фарфора Club от Revol – выглядит как чугунная.
Серия посуды Club от Revol
Разработка нишевых продуктов также остается одним из трендов последнего времени и способом расширения ассортимента. Среди новинок Ambiente таких примеров можно было увидеть сотни, из тех, что запомнились больше всего, можно отметить сковороды для приготовления цыпленка тапака с прессом от BAF, кастрюли из жаропрочной керамики для приготовления картофеля и курицы от Emile Henry, кружки для заваривания чая от Aladdin, термокружки c уникальными потребительскими свойствами от PO, серию специальной посуды для барбекю от Villeroy&Boch, керамические тарелки для разных видов сыра от Boska и т.д.. В нишевых сегментах, как правило, слабее конкуренция и более искушенный потребитель, который способен по достоинству оценить усовершенствование тех или иных изделий, поэтому работа в узкоспециализированных темах может дать очень хорошую отдачу.
Еще одни интересный момент, который нельзя не отметить, попытки некоторых производителей премиальной посуды выпустить более доступную продукцию. Это главным образом относится к двум хорошо известным маркам WOLL и Swiss Diamond. Первая марка выпустила нехарактерную для себя линию штампованной алюминиевой посуды с антипригарным покрытием Just Cook и линию нержавеющей посуды Concept, которая должна быть существенно дешевле ставшей классической линии Concept Pro, а вторая – линию литой посуды с облегченным корпусом (более тонкими, по сравнению с классическими изделиями, дном и стенками).
На этом обзоре наши материалы о прошедшей выставке Ambiente не заканчиваются – в течение ближайшего времени мы будем подробно публиковать информацию о новинках ведущих компаний, представленных на прошедшей выставке.
В следующем году выставка Ambeinte пройдет с 12 по 16 февраля, страной-партнером выставки станет Италия.