Выставка HouseHold Expo весной этого года проходила в новом для себя статусе фактически единственной российской посудной выставки первой половины года. После того, как организаторы «Консумэкспо» после продолжительной и, увы, безуспешной борьбы закрыли зимний проект, HouseHold Expo вместе с сопутствующими проектами Stylish Home. Objects & Tableware, Christmas Box. Podarki и Dacha Outdoor осталась в одиночестве. Отсутствие конкурентов применительно к весенней HouseHold Expo не означает наступление безоблачного будущего – выставке приходится отвечать на вызовы не менее серьезные, среди которых можно отметить падение рынка товаров для дома и растущий уровень депрессии среди его участников.
Статистические показатели «HouseHold Expo весна 2016» оказались следующими: площадь выставочной экспозиции составила 6 тыс. кв. метров, общее количество участников – 181 компания, количество посетителей зафиксировано на уровне 7,3 тыс. человек. Первые два показателя выставка заметно ниже по сравнению с прошлым годом, а вот посещаемость мероприятия даже немного выросла. Такая ситуация отражает общую ситуацию на рынке – оптовики и ритейлеры (которые и составляют большую часть посетителей HouseHold Expo) в гораздо большей степени сейчас озабочены поиском новых поставщиков, нежели производители и дистрибьюторы – поиском новым покупателей.
Участие в профессиональной посудной выставке – это, прежде всего, демонстрация амбиций и претензия на то, чтобы улучшить свои позиции на рынке. Именно для этого, по большому счету, на выставки привозят новинки, готовят улучшенные коммерческие предложения, проводят мероприятия по привлечению посетителей на стенды. Текущей весной количество компаний с амбициями оказалось совсем небольшим. Причины здесь в каждом отдельном случае свои – импортеры в условиях валютных скачков больше озабочены выживанием или безболезненным выходом из бизнеса, производители думают о том, как нарастить объемы производства, удовлетворить возросший спрос и, вместе с тем, удержать рост издержек и не выйти за границы зоны конкурентоспособных цен. Кроме того, на российском рынке посуды сложилось мнение, что конец сезона высоких продаж в кризис - не самое лучшее время для выставочной активности.
У оптовых и розничных компаний ситуация другая. В силу экономических изменений и роста цен идет смещение спроса со стороны конечных покупателей, и реагировать на него оптовикам и ритейлерам можно лишь одним единственным способом – за счет смены поставщиков. В текущей ситуации число компаний, которые предлагают продукцию, адекватную потребностям и возможностям беднеющего среднего российского покупателя, стремительно сокращается, и в некоторых сегментах уже наблюдается дефицит. Столкнувшись с необходимостью поиска новых поставщиков, байеры оптовых и розничных компаний и обеспечили хоть и незначительный, но рост посещаемости HouseHold Expo по сравнению с весной прошлого года. География посетителей также осталась очень широкой – на выставку приехали специалисты и руководители компаний с со всех основных регионов России.
Стоит отметить, что многие посудные компании участвовали в выставке косвенно – организовывая настоящие переговорные зоны в кафе «Крокус Экспо». Визуально, по интенсивности деловых встреч, выставка стала одной из самых насыщенных. В будущем организаторам HouseHold Expo можно посоветовать монетизировать этот потенциал: аренда переговорных комнат - это один из востребованных видов платных сервисов крупнейших международных выставок.
Говоря о качественном составе экспонентов посудной тематики HouseHold Expo, можно сказать, что в этот раз производители если и не доминировали, то их состав был достаточно представительным. Со своими стендами на выставку приехали такие компании, как «Лысьвенский завод эмалированной посуды», «Дулевский фарфор», «Борисовская керамика», «Гусь-Хрустальный стекольный завод», «BEROSSI», ЗПИ «Альтернатива», «М-Пластика», ООО «Эмаль», завод «ЭРГ-Al» и т.д. Из дебютантов выставки можно отметить производственное предприятие «Камская посуда», которое выпускает посуду из чугуна и белорусский завод «САНТЭКС», возобновивший выпуск эмалированной посуды.
Зарубежных участников тоже было много - на выставку приехали компании из Белоруссии, Чехии, Китая и Ирана. Несмотря на все сложности, российский рынок остается привлекательным и для игроков из других стран, хотя интерес к нему по сравнению с периодом 2010 – 2013 годов упал в разы.
Профессиональные выставки позволяют получать оперативную информацию о состоянии рынка. Применительно к завершающемуся осенне-зимнему сезону можно отметить, что в целом продажи были неплохими, примерно на уровне прошлого года, однако на рынке чувствуется наступление сложных времен. Во-первых, падает платежная дисциплина и некоторые крупные игроки в ультимативной форме пересматривают договорные отношения с поставщиками, а мелкие компании просто перестают платить. Во-вторых, тают товарные запасы импортеров, закупленные еще в условиях высокого курса рубля и позволяющие сдерживать рост цен на посуду. В-третьих, растут издержки производителей, что связано с увеличением стоимости логистики, энергоресурсов, упаковки, оборудования и т.д. Многие предприятия с начала года увеличили отпускные цены, но сейчас очевидно, что в течение года ценовая коррекция продолжится, что, в свою очередь, может негативно отразиться на спросе. Летний сезон обещает быть не простым, а осенью мы, скорее всего, увидим масштабные процессы перераспределения рынка.