На рынке посуды после довольно длительного периода активной трансформации установился новый баланс сил – вот главный вывод, который можно сделать по итогам прошедшей в сентябре выставке HouseHold Expo. После периода бурного роста предложения и ценовых войн 2011 – 2013 года, а также двухлетнего периода 2014 – 2016 годов, сопровождавшегося неопределенностью, растерянностью и масштабным уходом компаний с рынка посуды, в преддверии высокого сезона 2016 – 2017 годов сформировалась новая ситуация с более-менее понятными исходными условиями и прогнозируемым ближайшим будущим.
Главным позитивным итогом кризиса, начавшегося в 2014 году и продолжающегося в настоящее время, стало сокращение избыточной конкуренции. Времена, когда новые игроки, выходившие на рынок, в стремлении занять место под солнцем массово ломали устоявшиеся правила, переманивали персонал, демпинговали, использовали не самые "чистые" маркетиновые приемы и т.д., остались в прошлом. Два года экономического спада оказались достаточным сроком для того, чтобы на рынке посуды на первый план вышла экономическая эффективность, а те, кто не смог ее обеспечить, вынуждены бороться за выживание либо вообще прекратили свою деятельность. В этом смысле динамика числа участников осенней HouseHold Expo выглядит очень наглядно, еще больше информации можно почерпнуть из сравнения списка участников мероприятия этого года, например, с осенней выставкой 2013 года.
Стабильность и предсказуемость на сокращающемся рынке, наблюдаемая сейчас, для многих компаний оказывается не хуже турбулентности на растущем рынке и уж точно лучше турбулентности на падающем рынке, свидетелем которой мы стали в 2014 – 2015 годах. Атмосфера нынешней HouseHold Expo оказалась спокойной и деловой, стенды крупнейших экспонентов – умеренно дорогими, без излишней роскоши.
Порадовало большое количество представленных новинок, которое можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, экономическая ситуация требует от большинства компаний нового ассортимента, более приспособленного к потерявшим в доходах покупателям. Во-вторых, есть долгосрочная общая тенденция смены целей и приоритетов участия в профессиональных выставках. Из инструмента по поиску новых клиентов они становятся местом, где на первый план выходит работа с существующими клиентами и презентация конкурентных преимуществ, к числу которых можно отнести целенаправленную и постоянную работу по обновлению ассортимента.
Новые товары, в частности, можно было найти практически на всех стендах российских производителей. Мы много раз уже писали о том, что текущая ситуация с низким курсом рубля благоприятствует развитию отечественного производства в отдельных отраслях, благодаря чему компании инвестируют в свое развитие. Это не только приводит к увеличению их технических возможностей, но и к усилению конкуренции. Особенно остро это чувствуется в сегменте литой алюминиевой антипригарной посуды, где и до падения курса рубля доля российской продукции составляла около 50%. В текущей же ситуации количество импортной продукции на полках магазинов и вовсе стремится к минимуму, а основная борьба уже разворачивается между нашими заводами, что благоприятствует более внимательному отношению к качеству продукции, функциональности, упаковке, разнообразию ассортимента, узнаваемости торговой марки и другим факторам конкурентоспособности. Аналогичная ситуация, хотя и менее острая, наблюдается и в других сегментах: товарах для дома из пластмассы, стеклянной посуды, посуды из эмалированной стали, посуды из штампованного алюминия.
Импортеры также привезли на выставку много новинок, включая перспективные коллекции 2017 года. В целом ситуация в импорте по сравнению с прошлым годом стала гораздо стабильнее, что обусловлено как сокращением числа игроков, так и стабилизацией курса валют, где с апреля этого года не было заметных скачков. Стоит отметить, что несмотря на заметный тренд по расширению недорого ассортимента, у импортеров есть и другие успешные стратегии. Так, даже в сегодняшних сложных условиях некоторые компании успешно развивают премиальные бренды посуды и аксессуаров, существенно наращивая продажи. Удельное число европейских марок, продукцию которых можно было встретить на выставке, было, пожалуй, не намного меньше, чем в благополучные докризисные времена, а вот дешевой китайской продукции, маскирующейся под европейскую, стало в разы меньше.
С недавних пор HouseHold Expo перешла на трехдневный режим работы, и это идет выставке на пользу. Сокращение числа экспонентов при более-менее стабильном количестве посетителей также усиливает визуальное положительное впечатление. Во все дни работы в залах выставки было многолюдно и редкие стенды пустовали. Закупщики и руководители розничных магазинов и оптовых компаний (основная целевая аудитория, которая интересует экспонентов), тоже находятся сейчас в активной фазе адаптации к новым запросам рынка. При этом большинство из них ясно понимает, какой товар и на каких условиях им нужен, а такое понимание способствовало быстрому нахождению общего языка между продавцами и покупателями.
Начинающийся высокий сезон продаж в этом году вряд ли удивит небывалыми объемами продаж, в условиях общего падения продаж это невероятно. Но, основываясь на ощущениях от прошедшей HouseHold Expo, можно с уверенностью сказать, что большинство компании, работающие на рынке посуды, готовы к тому, чтобы отработать сезон максимально эффективно.
Следующая выставка HouseHold Expo пройдет с 28 февраля по 2 марта 2017 года.
Читать по теме: