Выставка Ambiente – очень хороший способ посмотреть на глобальный рынок посуды и товаров изнутри, ощутить его внушительные масштабы и непрекращающиеся процессы развития, когда новые идеи рождают новые направления с сотнями и тысячами различных товаров, которые делают быт людей комфортнее, уютнее и красивее. Один год для современных компаний - большой срок, в течение которого происходит много чего интересного. Появляются новые технологии и принципиальные решения, меняются коллекции, рождаются и умирают модные тренды. Несмотря на то, что основной состав участников Ambiente достаточно стабильный, каждая выставка мало похожа на предшествующую и визуально, и по содержанию.
Если говорить о статистике, то Ambiente продолжает укреплять свои лидирующие позиции на международном рынке выставочных услуг. Число компаний-участников в 2017 году выросло на 1,6% (до 4454), число посетителей – на 4% (до 142 тыс.). Отрадно, что наши прогнозы относительно роста посетителей из России оправдались – число российских специалистов увеличилось до 1,7 тыс. (в 2016 году – 1,5 тыс.). Несмотря на непростую экономическую ситуацию в нашей стране, в целом конъюнктура рынка в настоящее время благоприятствует торговле с европейскими партнерами, это касается как российских производителей, которые активно являются потребителями технологий и материалов, так и импортеров готовой продукции среднего и премиального сегмента.
Если говорить о содержательной стороне Ambiente 2017 года, то с точки зрения новых технологий и выделяющихся трендов она была, пожалуй, ярче прошлогодней. Для удобства читателей мы снабдили наш рассказ о выставке ссылками на фотографии продуктов, о которых идет речь.
Начнем с сегмента кухонной посуды. Здесь, пожалуй, одной из главных инноваций стала разработка компании Fissler, представившей сковороды с термочувствительным антипригарным покрытием SensoRed. Их главная особенность – изменение цвета внутренней поверхности при достижении температуры, оптимальной для жарки. В отличие от различных типов термодатчиков, покрытие SensoRed более информативно – оно позволяет отслеживать температуру всей поверхности сковороды, а не только какой-то одной из ее точек. Данное решение является запатентованным и мы вряд ли увидим его у каких-либо других производителей, но разработки других типов термодатчиков наверняка продолжатся.
Компания Weilburger Coatings (ТМ Greblon) представила новую технологию по нанесению рисунков на внутреннюю поверхность посуды с керамическим и антипригарным покрытием с помощью лазера. Идея использования поверхности сковороды в качестве рекламного или информационного носителя уже достаточно давно привлекает производителей, а решение от Greblon отличается простотой, удобством и возможностью работы с малыми партиями посуды (фактически от одной единицы).
Другой производитель антипригарных покрытий, компания Chemur (ТМ Teflon) представила новое инновационное покрытие Teflon Profile. Его главное отличие - сочетание превосходных антипригарных свойств с устойчивостью к износу и долгосрочным сопротивлением к появлению царапин.
Более совершенное PTFE покрытие представила и швейцарская компания ILAG . Новая разработка получила название Durit High Level и производитель позиционирует продукт как один из самых долговечных по своим антипригарным свойствам и пригодный для экстремально интенсивного использования в профессиональных целях.
Не стоят на месте и производители керамических покрытий. Так, компания Neoflam представила керамическое покрытие ECOLON XTREMA, Green Pan - Thermolon Infinity. Корейская компания KFCC удивила оригинальным дизайнерским решением, создав керамическое покрытие с эффектом кракелюра. Еще одно очень перспективное решение в этом сегменте – адаптация керамического покрытия Greblon CK1 к нанесению на жаропрочное стекло (проект был осуществлен вместе с Borcam).
Некоторые производители кухонной посуды в этом году сделали акцент на расширении функциональности изделий с помощью крышек. Так, компания Lumenflon представила оригинальную крышку из жаропрочного стекла с металлическим вкладышем Genius Magic Cover. Конструкция позволяет регулировать выход пара и размещать крышку на ободе посуды. Компания B/R/K выпустила крышку с угольным фильтром, который адсорбирует в себе неприятные запахи и делает готовку более комфортной (изделие было взято на вооружение WOLL). Еще один пример интересных экспериментов с крышками - компания Sola, решившая проблему безопасного слива жидкости без дуршлага с помощью носика на кастрюле и крышки с отверстиями и силиконовыми накладками.
Из новинок, набирающих популярность, можно отметить антипригарные покрытия с добавлением промышленных алмазов. «Алмазные» коллекции можно было увидеть на стендах таких производителей, как Flonal и Illa. В премиальном сегменте использование алмазов - не редкость, а вот в более доступных сегментах посуды широкого распространения таких покрытий пока не было.
Удивила своей оригинальной разработкой компания Stambe из Китая, одна из немногих в мире выпускающая трехслойную посуду, внешняя поверхность которой делается из нержавеющей стали, сердцевина - из алюминия, а внутренняя поверхность – из титана. Функциональные преимущества такой посуды пока не совсем понятны, но готовность производителя к экспериментам и внедрению новых технологий заслуживает уважения.
Если говорить о трендах, связанных с внешним видом кухонной посуды, то можно отметить массовую популярность (главным образом, у итальянских и китайских производителей) ручек, имитирующих дерево, как правило, в сочетании с антипригарными покрытиями, имитирующими камень. Еще один тренд, набирающий популярность и связанный с фурнитурой – использование ручек из бронзы и латуни, особенно в сочетании с посудой из нержавеющей стали со специальной «винтажной» обработкой поверхности, как, например, в коллекциях Sambonet и Mori.
Также бросалось в глаза большое количество новинок, где был сделан акцент на разные натуральные оттенки зеленого цвета, не зря цветом 2017 года признан GREENERY (PANTONE 15-0343).
Необычное декоративное решение можно было увидеть у некоторых производителей штампованной алюминиевой посуды, которые решились на выпуск сковород с рисунком под древесину. Новинки бросались в глаза, обсуждались специалистами, так что на в ближайшее время можно ждать развития этой темы.
Еще один перспективный поворот - антипригарные покрытия с поверхностью, имитирующей матовую поверхность металлов: алюминия, стали, бронзы, латуни. Такие изделия можно было увидеть на стендах Prism и Mori.
Интересным подходом является нанесение на внешнюю поверхность из нержавеющей стали черного матового покрытия. Такие продукты можно было наблюдать прежде всего в премиальном сегменте дизайнерской продукции – Alessi, Kinto. Помимо элегантности покрытие добавляет и определенные функциональные свойства - на нем менее заметны отпечатки пальцев и другие загрязнения, к которым восприимчива нержавеющая сталь.
Другая технология, которая сильно меняет внешний вид посуды из нержавеющей стали – создание рельефа, напоминающего чеканку. Особенно эффектно это смотрится на трехслойной посуде, в качестве примера можно привести новинку от ТМ Carl Schmidt, а также коллекцию Rondell Rain Drops, получившую награду конкурса «Kitchen Innovation of the Year 2017», ежегодно проходящего в рамках Ambiente.
В столовой посуде и предметах для сервировки непросто провести границу между технологиями и дизайном, так как внешний вид здесь практически всегда выходит на первый план, но все оригинальные решения, как правило, основаны на оригинальных технологиях.
В производстве столовых приборов из нержавеющей стали набирает популярность технология глубокой обработки поверхности, благодаря которым изделия приобретают винтажный вид и устойчивость к появлению царапин. Одним из лидеров в этой сфере является итальянский завод Pintinox, также внедривший оригинальный способ лазерной гравировки "винтажных" приборов.
Мода на посуду, которая выглядит как винтажная, была заметна и в стеклянной посуде, где много новых коллекций отсылают к 80-м годам (Leonardo, Arcoroc, Libbey и т.д.) когда была популярна массивная хрустальная посуда с рельефными декорами.
Активно развивается направление, в котором предметы, произведенные из одно материала, выглядит, как произведенные из другого материала. Вообще очень часто приходилось ловить себя на мысли, что визуально не понятно, из чего сделана та или иная посуда – то, что выглядит чугуном или камнем, оказывается керамикой, то, что выглядит как дерево, оказывается пластиком, то, что выглядит керамикой, имитирующей чугун, и вправду оказывается чугуном.
Растет популярность использования эмалированной стали для производства именно столовой посуды. Причем по своим визуальным характеристикам она вполне может конкурировать с фарфором. Из оригинальных решений здесь можно отметить турецкую компанию Bornn, а также датский бренд Stelton, дополнивший одну из своих культовых коллекций Emma эмалированным кувшином.
Многие производители керамической посуды представили продукты, где отделка внешней поверхности сочетает необработанную глину и глазурь. Этот прием работает как визуально, так и тактильно.
Из оригинальных технологий в производстве керамики можно отметить создание глиняной посуды без применения глазури (DAIKURA, Munus). Это достигается с помощью очень высокой температуры запекания, благодаря чему керамическая масса спекается в плотный и лишенный пористости материал.
В сегменте стеклянной посуды сразу несколько производителей представили бокалы для вина и других напитков, которые можно ставить друг на друга. Пионером в этой области стал финский дизайнерский бренд Magisso, свои вариант бокалов этажерочного типа представила и компания Arc International.
У производителей фарфора в качестве тренда можно выделить моду на использование геометричных рельефных рисунков или оригинальной текстуры (Eva Trio, Steelite, Tognana и др.). Такое решение также воздействует на потребителя как визуально, так и тактильно, расширяя спектр эмоций и ощущений от использования посуды.
Одним из главных мотивов в развитии ассортимента является адаптация посуды к конкретным продуктам и напиткам. Все идет к тому, что не только каждый сорт вина должен употребляться из специального бокала, но и тот или иной сорт разных производителей тоже требует своей посуды. Тоже самое касается пива, где развитие крафтового производства который год стимулирует производителей стекла на создание ежегодно сотен новых форм, а также кофе, чая, сыра и т.д.
Если говорить о цветах, то в этом году явно наблюдался акцент на натуральных оттенках. Скандинавские бренды традиционно работали с постельными сдержанными тонами, итальянские – с яркими, но природными цветами. Много новых коллекций было представлено в классических для столовой посуды белом и черном цвете.
Из интересных бизнес-концепций можно отметить шведскую компанию Sagaform, которая решила акцентировать внимание на подарочном потенциале своей продукции. Для этого была придумана специальная упаковка, которая, с одной стороны, содержит всю информацию о продукте для покупателя, а с другой – с помощью пары несложных операций превращается в стильную коробочку с ленточкой. В качестве подарков Sagaform предлагает самые разные полезные и красивые предметы стоимость от 20 до 50 евро.
На этом публикация материалов с прошедшей выставки Ambiente 2017 у нас не заканчивается, в ближайшее время продолжим публиковать информацию о самых последних новинках этого года, так как многие новые разработки заслуживают отдельного рассказа.