Выставка HouseHold Expo в этом году проходила в 20-й раз. Юбилейный статус стал серьезным стимулом для организаторов провести мероприятия на максимально возможном уровне. Это им удалось - HouseHold Expo и ее выставка-спутник Stylish Home. Objects & Tableware в целом превзошли ожидания и получились заметно ярче по сравнению с прошлым годом, особенно учитывая, что в экономической ситуации на рынке посуды и товаров для дома заметных изменений к лучшему не наблюдается.
С 2014 года на осенней выставке HouseHold Expo наблюдалась негативная тенденция по снижению числа участников, но в этом году ее удалось преодолеть – в мероприятии приняли участие 520 компаний, что на 32% лучше показателя прошлого года. При этом число посетителей выставки осталось на уровне прошлого года и составило порядка 9 тыс. человек. Надо отметить, что число посетителей в принципе из года в год меняется незначительно - с 2010 по 2017 год средний показатель составляет 9,1 тыс. специалистов.
Визуально HouseHold Expo по сравнению с прошлым годом заметно прибавила в солидности. Число больших по площади и со вкусом оформленных стендов выросло, также можно отметить и рост доли продукции среднего и премиального уровня. Это отражает ситуацию на рынке. Стабилизация курса рубля пошла на пользу импортерам, у них снова появились амбиции и готовность инвестировать в рекламу и продвижение. Причем можно отметить рост активности импортеров посуды из разных регионов: и из Китая, и из европейских стран и из Турции.
Продажи в среднем и премиальном уровне, похоже, также стабилизировались и обещают по итогам сезона показать даже небольшой рост. Доходы покупателей посуды и товаров для дома в России не растут, но предсказуемость в экономике способствует тому, что люди легче решаются на ранее отложенные покупки. Как показывают и другие сегменты потребительского рынка, покупатели, до кризиса привыкшие к товарам уровня средний и выше, очень неохотно переходят на товары эконом класса, предпочитая отложить покупку. Рано или поздно при более-менее благоприятной ситуации в экономике отложенный спрос превращается в реальный.
Что касается российских производителей, то ситуация по-прежнему для них остается достаточно благоприятной и окно возможностей еще открыто. Но здесь многое зависит от самих компаний и от того, какие ресурсы вкладываются в развитие. В самой конкурентной отрасли - производстве посуды с антипригарным покрытием – прогресс виден невооруженным глазом. От ценовой конкуренции компании переходят к конкуренции в области дизайна и технологий, что позволяет в целом поднять уровень выпускаемой продукции и попробовать себя в новых свободных нишах, где предложений не так много, как в массовых популярных сегментах.
Вместе с тем видна почва и для определенного рода конфликтов между российскими производителями и их дилерами и дистрибьюторами. До 2014 года отечественное производство во многом ориентировалось на своих оптовых покупателей: и в части решений об ассортименте, и в части сбытовой политики. Кризис усилил позиции российских заводов и способствовал тому, что производителям стало проще напрямую работать с сетями, развивать импорт, в их адрес стало поступать больше заявок от небольших компаний. Крупные оптовики в целом шли на уступки производителям, но ситуация меняется и сегодня уже наблюдается некоторый дисбаланс в понимании процессов, происходящих на рынке посуды, между крупным оптом (как правило, развивающим собственный импорт), с одной стороны, и российскими производителями, с другой. В прошлом подобные недопонимания возникали регулярно, и практика решения их есть, и в этой связи скорее интересно, насколько глубокими будут изменения в сложившихся отношениях.
В целом, если опираться на ощущения от HouseHold Expo, от предстоящего осенне-зимнего сезона можно ждать растущей конкуренции, ярких новинок, более агрессивной маркетинговой и торговой политики. Особенность последних лет в том, что покупатель становится все более разборчивым, следовательно, игрокам рынка посуды нужно находить способы по привлечнию потребителей.
Насколько компаниям удастся выйти на новый для себя уровень, в определенной степени будет понятно уже по итогам весенней выставки HouseHold Expo, которая пройдет 27 по 29 марта 2018 года в том же МВЦ «Крокус Экспо».