Глобальный рынок посуды и товаров для дома в последние годы показывает ускорение темпов эволюции. Развитие цифровых технологий в ритейле ведут к консолидации мирового рынка и укреплению роли крупнейших интернет-игроков. От этого заметно страдает традиционная розница. По данным, приведенным Messe Frankfurt со ссылкой на отчет «Стуруктурные изменения в торговле в Германии» (Der Strukturwandel im deutschen Handel), только в Германии за период с 2000 по 2017 год закрылось порядка ста тысяч торговых точек. Выставка Ambiente также заметно меняется, приспосабливаясь под происходящие изменения, и прошедшее в прошлом месяце мероприятие не стало исключением.
В первую очередь стоит отметить продолжающийся процесс интернационализации выставки. В этом году доля экспонентов из-за пределов Германии вновь зафиксирована на рекордном уровне - 85%, всего в выставке приняли участие 4451 экспонент из 92 стран мира. За пять дней работы выставку посетили 136 тысяч специалистов из 166 стран. Работа на глобальную аудиторию позволяет минимизировать негативные эффекты от ситуации на домашнем рынке.
Отрадно, что Россия в этом году прибавила по всем направлениям. В выставке приняли участие 14 российских компаний, плюс некоторые наши компании предпочли заявиться от лица дочерних структур, созданных за рубежом. По числу посетителей Россия вернулась в десятку, впервые после 2014 года.
Не так давно Messe Frankfurt был введен в строй новый 12-й павильон с суперсовременным выставочным пространством. Значительная его часть во время Ambiente была отдана под кухонную тематику, для удобства перемещения посетителей курсировал специальный Kitchen - Housewares Express, позволявший добираться из 3 до 12 павильона и обратно за пару минут.
В следующем году структурные изменения продолжатся и одним из самых многообещающих проектов станет отдельный павильон для компаний, работающих в на рынке HoReCa. Сегмент профессиональной посуды и оборудования для предприятий общественного питания растет во многих странах мира, кроме того, на него приходится значительная часть инноваций и новых идей, которые часто мигрируют и на B2С рынок.
Со следующего года больше не будет стран-партнеров, данную программу было решено завершить. Всего с 2012 года странами-партнерами побывали Дания, Франция, Япония, США, Италия, Великобритания, Нидерланды, Индия.
Тренды на рынке кухонной посуды и аксессуаров
В целом на рынке посуды революционных изменений мы не заметили, поэтому приходится говорить скорее об эволюции технологий и усиления трендов, отмеченных в последние годы.
Производители антипригарных покрытий продолжают совершенствоваться. Компания Chemours существенно улучшила практически все свои покрытия под брендом Teflon: версия Classic стал в два раза более устойчивой к истиранию, покрытия Select получили грунтовый слой с твердостью, близкой к твердости алмаза, а топовое покрытие Platinum Plus прибавило 200% к прочности на истирание. Все улучшения в механической прочности покрытий удалось внедрить без потери в антипригарных свойствах. Также были представлены и новые цветовые решения для покрытий Teflon: Curacao Blue, Mango Gold, Berry Purple, Chocolate Brown, Pure Pewter, Sterling Silver.
Компания Weilburger Coatings представила новое решение CamouTec в семействе покрытий Greblon C2+. Благодаря новой технологии удалось в два раза увеличить все пять ключевых характеристик покрытия: устойчивость к истиранию, устойчивость к коррозии, устойчивость к царапинам, тактильную и визуальную привлекательность.
Производитель покрытий из Китая компания PFLUON NEW MATERIALS COMPANY (КНР) представила новые антиприганые системы: MIСAREX - с оригинальным узором, и PLASTRON, отличающийся сверх-устойчивостью к истиранию без потери антипригарных свойств.
Компания Whitford сделала акцент на новых актуальных цветах, представив коллекцию из 12 новых оттенков антипригарных и декоративных покрытий. Новые решения для анипригарных и декоративных покрытий представила и итальянская компания DEKO Srl.
В сегменте посуды для запекания интригующая новинка появилась на стенде итальянской марки Guardini – формы новой коллекции BNat имеют покрытие на основе натурального материала - карнаубского воска (воск из листьев пальмы Copernicia cerifera, зарегистрирован в качестве пищевой добавки E903).
Сегмент посуды без покрытия также продолжает развиваться. Большая часть новинок пришлась на сковороды из углеродистой стали и чугуна, причем часто в сочетании с деревянными ручками. В качестве примера можно отметить новую коллекцию стальной посуды от De Buyer и чугунные сковороды TM ROHE c рельефным рисунком на внутренней поверхности.
Использование древесины в качестве материала для фурнитуры, отмеченное нами в прошлом году в качестве зарождающего тренда, оправдало надежды – новые коллекции с ручками из натурального дерева наблюдались повсеместно – и в сегменте кухонной посуды, и в кухонных ножах, и в столовых приборах. Отдельно стоит отметить тренд на использование древесины оливкового дерева в премиальных коллекциях.
В сегменте посуды из нержавеющей стали перспективным видится использование технологий, основанных на PVD покрытиях, которые позволяют имитировать золото, латунь, бронзу и т.д.
По итогам Ambiente прошлого года мы отмечали набирающий популярность суперсовременный материал – прессованный углерод, посуда из которого под маркой Panboo была представлена в качестве прототипа на стенде Guzzini. В этом году линейка Panboo была существенно расширена кастрюлями и сковородами и представлялась уже как посуда, запущенная в производство. Также новинки посуды из углерода представила японская компания Anaori.
Тренды на рынке посуды и предметов для сервировки
Отказ от использования одноразовой пластиковой посуды, который уже постепенно реализуется в Европе и других странах, дал импульс развитию новому сегменту. На смену одноразовым пластиковым соломинкам для коктейлей приходят многоразовые пластиковые и стеклянные, вместо одноразовой пластиковой посуды и упаковки для напитков предлагается использовать многоразовую пластмассовую посуду (в том числе и из биоразлагаемых пластиков), посуду из стекла, нержавеющей стали, керамики.
Пропаганда отказа от одноразовых стаканчиков подстегивает производителей выпускать термокружки и термосы, пропаганда здорового образа жизни стимулирует развитие сегмента многоразовых бутылочек для воды. Даже по посетителям Ambiente видно, что с каждым годом растет число людей, использующих многоразовую посуду для горячих и холодных напитков.
В цветовой палитре представленных новинок в этом году, как и в прошлом, доминируют натуральные цвета, присущие скандинавской и японской палитрам. На другом полюсе – нарочито избыточное использование золота.
Паттерны и текстура на поверхности столовой посуды по-прежнему остаются в моде, но все больше усложняются, используются техники, пришедшие из художественных практик.
Нередко источником вдохновения для дизайнеров выступают традиционные этнические мотивы и паттерны: из Африки, Амазонии, Японии.
В сегменте стеклянной посуды можно отметить моду на деликатные ажурные узоры, которыми украшают детали бокалов и стаканов, контактирующие с пальцами: гладкое и рельефное стекло производят совершенно разные тактильные ощущения.
В сегменте столовых приборов также можно отметить популярность текстурирования как рукояток, так и рабочих частей приборов. Также можно отметить тренд на использование цветных покрытий, в том числе и с градиентами, что дает дополнительные возможности для сервировки.
Развиваются технологии по производству индивидуализированной посуды: специальные принтеры, роботы, штампы и т.д. позволяют производителям изготавливать небольшие партии продукции под заказ для корпоративных и рекламных целей без удорожания продукции.
Смотреть по теме: