Выставка Ambiente в этом году прошла под знаком борьбы с эпидемией коронавируса COVID-19. Как и ожидалось, у посетителей и экспонентов из Китая возникли большие сложности с тем, чтобы добраться до Франкфурта. Среди европейских специалистов также были те, кто предпочел не рисковать и пропустил эту выставку. Негативное влияние на посещаемость оказали и погодные условия – из-за шторма Ciara, бушевавшего по Европе в дни Ambiente, были отменены многие авиарейсы, наблюдались сложности и с железнодорожным сообщением. В итоге посещаемость Ambiente составила около 108 тыс. человек, что на 28 тысяч меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлогоднего мероприятия.
Содержательно Ambiente, как и всегда, была на высоте, подтвердив, несмотря на все форс-мажорные обстоятельства, репутацию главного мирового события на рынке посуды и товаров для дома.
Каждый год состав экспонентов немного, но меняется: какие-то компании уходят, какие-то приходят или возвращаются. Из тех, кто в этом году не приехал на Ambiente, можно отметить компанию Le Creuset, как в силу ее известности, так и в виду того, что она сочла необходимым объяснить свое решение не участвовать в Ambiente соображениями стратегического характера.
В распространенном Le Creuset заявлении говорится, что компания сосредоточилась на инвестициях в прямое общение с конечными потребителями, а Ambiente – это чистая выставка для специалистов. Le Creuset отмечает растущую онлайн-зависимость покупателей и видит для себя необходимость сосредоточиться на прямых коммуникациях с ними.
Сформулированная таким образом позиция Le Creuset - это повод задуматься для всех участников индустрии посуды и товаров для дома. Действительно, развитие онлайн-каналов постепенно вытесняет традиционную розницу, отнимает аудиторию у бумажных специализированных СМИ, вынуждает профессиональные выставки переосмысливать свое место в современном мире. Можно представить гипотетическое будущее, в котором прямые контакты между людьми, на которых построена традиционная торговля, будут полностью заменены цифровыми технологиями. Вопрос только в том, не рано ли еще отказываться от традиционных каналов продаж.
Были на выставке и компании, которые вновь вернулись к участию в Ambiente, в частности, можно отметить Fiskars Group (бренды Iittala, Wedgwood, Royal Dulton и др.). Как обычно, было и много новых экспонентов: итоговое число заявленных участников в 2020 выросло по сравнению с прошлым годом и составило 4635 представителей из 93 стран.
Экология и устойчивое развитие – главные темы Ambiente 2020
Дискурс, построенный вокруг проблем экологии и устойчивого развития, вышел на первый план в маркетинговой активности компаний в странах первого мира. Концепция ответственного потребления становится все более распространенной, давая новые возможности для продвижения товаров, и участники рынка этим пользуются. В моде все «экологическое»: натуральные материалы (керамика, дерево), безотходное производство, монохромная упаковка из серого картона, участие в глобальных экологических проектах и т.д.
Те компании, у которых особых преимуществ с точки зрения экологии нет, используют методы на грани greenwasing'а - введение покупателей в заблуждение относительно экологичности их продукции.
Устойчивое развитие предполагает тип потребления, который не наносит вреда жизни будущих поколений. В этом связи компании реализуют стратегии использования возобновляемых и переработанных материалов, делают акцент на длительном сроке службы своих продуктов, проводят политику снижения энергопотребления и используют возобновляемые источники энергии. Хорошим тоном стал считаться полный отказ от пластика.
Темы экологии и устойчивого развития для участников Ambiente далеко не новая, но каждый год видно, как она захватывает все больше и больше стендов. Судя по всему, такая динамика сохранится и в дальнейшем.
Цвет года – синий
Цветом 2020 года по версии института Pantone стал «классический синий». Этот цвет и так сам по себе достаточно популярен, но в этом году он был практически повсеместно. Также много новинок было представлено в смежных оттенках цветовой гаммы в диапазоне от голубого до зеленого.
Продолжается мода на естественные цвета: продуктов в «кислотной» цветовой гамме было совсем немного. Отдельно стоит обратить внимание на то, что укрепил свои позиции черный цвет, причем в самых разных оттенках и с разными спецэффектами: от матового черного до искрящегося «металлика».
Тренды
Среди производителей кухонной посуды продолжается мода на фурнитуру из натуральной древесины, вместе с тем как пластиковые ручки с декоративным эффектом «под дерево» отошли на второй план. Интересные решения были по замене традиционных кнопок крышек оригинальными литыми кнопками в форме представителей флоры и фауны.
Из нишевых новинок отметим появление новых моделей посуды, адаптированной для вытяжек, встроенных в поверхность кухонной столешницы. Пар из-под крышек в данном случае направляется не вверх, а вбок.
Из других новинок выделим новую технологичную разработку Kupfermanufaktur Weyersberg: медную сковороду с индукционным дном из чугуна и внутренней поверхностью из нержавеющей стали с натуральным покрытием, полученным в результате прокаливания посуды с растительным маслом (по аналогии с тем, как прокаливается чугунная посуда).
Остается в тренде питьевая посуда из тонированного стекла (преимущественно натуральных оттенков). Кроме того, стало популярным комбинирование тонированных частей стеклоизделий с прозрачными.
В сегменте питьевой посуды все больше производителей выпускают коллекции с рельефными ножками, что добавляет бокалам визуальную и тактильную привлекательность.
В керамике и фарфоре пик популярности переживают реактивные глазури, с помощью которых достигаются самые разные декоративные эффекты, индивидуальные для каждого отдельного изделия. В декорах преобладают выразительные изображения птиц, животных, цветов, авторские рисунки известных художников и дизайнеров.
Производители столовых приборов развивают цветовую гамму PVD-покрытий: с их помощью добиваются имитации самых разных сплавов: от традиционной меди до платины и вороненой стали. Наряду с PVD покрытиями используются различные рельефы на поверхности стали, а также ручки из пластика и древесины.
Сегмент термосов, бутылочек и термокружек продолжает развиваться ускоренными темпами. «Писк моды» этого сезона – складные стаканы, а также яркие принты и цвета со спецэффектами, превращающие термосы и бутылочки в модные аксессуары.
Смотреть по теме: