Рынок посуды: итоги 2021 года

2021 год оказался насыщенным на события, как позитивные, так и со знаком минус. Трудности, возникшие в 2020 году в связи с начавшейся пандемией и казавшиеся временными, стали привычной составляющей общего пейзажа деловой жизни. К ним добавились проблемы в социально-экономической сфере, как на глобальном уровне, так и применительно к российской действительности. Там, где раньше бизнес-процессы шли по отлаженным годами схемам, стало вдруг нестабильно и неустойчиво, и большинство игроков рынка посуды значительную долю усилий тратили на то, чтобы адаптироваться к новым обстоятельствам.

Официальные данные статистики рисуют довольно противоречивую картину за 2021 год. Реальные располагаемые доходы на конец III квартала увеличились на 4,1%, а денежные расходы на покупку товаров и оплату услуг и вовсе выросли на 17,3%. Оборот розничной торговли за январь-октябрь подрос на 7,9%. Общий индекс цен прибавил 6,3%, при этом индекс цен производителей промышленных товаров - увеличился на 23,6%.

Складывается впечатление, что небольшой рост доходов российские потребители почувствовать не успевают – все съедает инфляция. Применительно к посуде можно с уверенностью сказать, что покупателям приходилось делать выбор – либо тратить существенно больше и оставаться на привычном уровне качества и с любимыми брендами, либо сохранять траты на прежнем уровне и выбирать посуду класса ниже.

При этом тенденция, связанная с повышением значимости всего, что связано с домом и домашним обиходом, сохранилась. Работа на удаленном режиме, отпуск дома или на даче стали привычным делом, заставляя людей больше внимания уделять домашнему комфорту и стимулируя спрос и на посуду в том числе.

Развитие онлайн-торговли продолжает идти прорывными темпами и также благоприятно сказывается на продажах посуды. Развитие сервиса дистанционной торговли достигло такого уровня, что покупать онлайн для многих стало проще и быстрее: пять минут за компьютером или в мобильном приложении избавляет от необходимости выезда в магазин за покупками и решает проблему отложенного спроса. Консервативный Росстат по октябрю 2021 года оценивает рост онлайн-торговли в 30%, а ее долю в обороте розничной торговли – в 7,5%. Эксперты из компании INFOLine предстказывают итоговый рост интернет-продаж в уходящем году более чем на 40%, а долю онлайна оценивают в 11%.

Главные локомотивы интернет-торговли – маркеплейсы. В пятерку лидеров входят WildBerries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет, AliExpress Россия. Маркетплейсы не только забирают на себя покупателей из традиционных каналов. Также они влияют на рынок труда, предлагая более высокую оплату курьерам и сборщикам заказов. Крупные маркетплейсы заменяют функции поисковиков в части, касающихся поисков товаров, а также сайтов с отзывами. Инвестиции в открытие пунктов выдачи становятся более популярными по сравнению с инвестициями в открытие физических розничных магазинов.

При этом 2021 год показал, что традиционный ритейл совершенно точно не нужно списывать со счетов - спрос на специализированные магазины посуды и товаров для дома остается высоким у значительной части покупателей. В качестве наиболее ярких примеров можно привести такие сети, как "Гала-центр" и Kuchenland Home, которые продолжают открывать новые магазины.

Весь 2021 год мы наблюдали рост импорта посуды по всем основным сегментам. На январь-сентябрь объемы и металлической посуды, и посуды из фарфора, керамики и стекла, не только компенсировали спад 2020 года, но и превысили показатели 2019 года. Вряд ли IV квартал существенно повлияет на общую динамику. Рост импорта посуды происходил на фоне больших сложностей с логистикой из Китая, начавшихся в конце прошлого года и продолжавшихся весь текущий год. Стоимость морского фрахта подорожала в 5-10 раз, при этом постоянно возникали сложности с физическим вывозом продукции из Китая, что не самым позитивным образом влияло на товарные запасы. Проблемы с логистикой внесли свою лепту и в рост цен – посуда из Китая дорожала быстрее европейской и, тем более, российской.

Российское производство посуды, напротив, 2021 год может занести себе в актив. Пожалуй, самое заметное события здесь – открытие нового завода по производству посуды из коррозионно-стойкой стали в г. Кукмор в Татарстане. Теперь в России есть три крупных производства нержавеющей посуды в среднем сегменте («Гурман», Amet и Kukmara) и один завод, выпускающий бюджетную посуду (в г. Лысьва).

Производители алюминиевой посуды в 2021 году получили подарок от властей – в отношении китайской посуды по итогам антидемпингового расследования были введены заградительные пошлины. В последние годы производство посуды из алюминия развивалось хорошими темпами, росла конкуренция между производителями, ощущалось ценовое давление от новых игроков. Введение пошлин наверняка позволит отечественным заводам уйти от ценовых способов ведения конкурентной борьбы, увеличить рентабельность и продолжить наращивать производственные мощности.

В 2021 году благополучно прошли весенняя и осенняя сессии выставки HouseHold Expo, показав высокую востребованность очных мероприятий для участников рынка посуды и товаров для дома. Международная выставочная деятельность также пытается вернуться к жизни – осенью прошли выставки Maison et Objet в Париже, Zuchex в Стамбуле, на начало следующего года запланированы выставки во Франкфурте*, Милане, Париже, Чикаго. Правда, сохраняющиеся ограничения на передвижения между странами существенно влияют на привычный масштаб профессиональных выставок и осложняют работу и организаторов, и участников, и потенциальных посетителей.

Приятным сюрпризом стал фестиваль-маркет Ceramania в Санкт-Петербурге, прошедший в декабре и показавший удивительную динамику в сегменте современной посуды ручного производства.

2022 год пока вызывает больше тревожных ожиданий, чем надежд. Новый штамм коронавируса «омикрон» принес рост числа заболевающих, что дает повод правительствам разных стран возвращаться к практике локдаунов разной степени жесткости. Удорожание энергоносителей грозит дальнейшим ростом цен.

Надежды связаны с ключевыми трендами последних лет – стремление людей сделать дом более комфортным пространством и привычка чаще готовить дома стимулируют спрос на посуду.

*Update: выставка Ambiente во Франкфурте-на-Майне отменена.

© posudka.ru