Существование выставок подчиняется общим маркетинговым законам. Они имеют свой жизненный цикл, включающий стадию роста, зрелости, упадка и исчезновения. Прошедшая на прошлой неделе очередная выставка «Консумэкспо», на наш взгляд, явно близка к предпоследней фазе и без активного вмешательства может вслед за «Хозтоварами и мебелью» стать еще одним подтверждением непреложности и неумолимости законов рынка. По крайней мере, в той своей части, которая касается посудной тематики. На самом деле, очень трудно быть успешным в конкурентной среде, двигаясь по инерционному пути развития, да еще на фоне кризиса, заставившего компании крайне щепетильно относится к расходам.
Успешность любой выставки можно оценить по двум основным показателям – количеству посетителей и количеству экспонентов. Если претензии по поводу недостаточно эффективной организации трафика бизнес-посетителей «Консумэкспо» предъявлялись и в предыдущие годы, то в этом году организаторы выставки столкнулись и с проблемой заполнения выставочных площадей. Один из самых популярных павильонов выставки, Forum, в котором традиционно располагаются главным образом поставщики кухонной посуды, в этом году зиял пустыми площадями по всему периметру. Ситуацию немного спасали китайские и турецкие поставщики, но их стенды пользовались не самым большим вниманием со стороны посетителей. В первом павильоне, в котором располагаются производители и поставщики столовой посуды, так же можно было заметить отсутствие стендов посудных компаний, в течение нескольких лет неизменно участвовавших в выставках.
К сожалению, одна из самых интересных посудных выставок с многолетней репутацией сегодня имеет достаточно весомые шансы исчезнуть из списка значимых событий на рынке посуды. Организаторам явно необходимо предпринять какие-то шаги по привлечению целевых посетителей и увеличению количества участников в следующем году. Посетителям нужны новые товары и торговые марки, а экспонентам – новые клиенты. На «Консумэкспо 2010», как нам показалось, и с тем и с другим дела обстояли не самым лучшим образом, за редким исключением.
Тем не менее, «Консумэкспо 2010» дает много информации для размышлений. Очевидно, что рынок посуды вступает в новую стадию. Большинство компаний уже выстроили свои стратегии работы в условиях кризиса, разрыв между успешными и менее успешными компаниями стал значительно сильнее, и процессы перераспределения долей на рынке начинают набирать обороты. Кроме того, уход некоторых компаний с рынка или уменьшение их объемов создает «пустые пространства», которые могут привлечь на рынок посуды новых игроков из других сегментов рынка потребительских товаров или из других стран.
Повышенная активность наблюдается сегодня на все уровнях рынка посуды – от производства до ритейла. Одним из самых обсуждаемых вопросов на выставке был вопрос о будущем рынка столовых приборов. Заградительные таможенные пошлины вызовут значительное повышение цен, к которому вряд ли пока психологически готовы покупатели. У российских же производителей вряд ли хватит, во-первых, возможностей удовлетворить избыток спроса, а во-вторых - желания предлагать аналогичные импортерам условия работы. Последний пункт особенно актуален в свете работы с сетевыми магазинами, чьи жесткие требования известны.
Многие российские производители, что не может не радовать, стараются воспользоваться сложившейся для них ситуацией и предпринимают ряд шагов по увеличению объемов выпуска продукции – обновляют оборудование, занимаются проблемами качества, осваивают новые виды продукции, изменяют сбытовую политику и вводят новые системы скидок для покупателей.
В ритейле основные сложности связаны с принятым новым законом о торговле, который начнет действовать с 1 февраля. Несмотря на то, что его основные положения об ограничении наценки на социально значимые товары и о жесткой регламентации системы бонусов касаются продовольственных товаров, сложности с переподписанием договоров поставки с сетями испытывают и поставщики посуды.
Для импортеров посуды успешность 2010 года может зависеть от умения правильно построить схему поставок из-за рубежа. Таможенные органы в последнее время увеличивают «проходные» цены на ввозимую продукцию, а само оформление товаров сдвигается на границы. В итоге возникают проблемы не только с использованием так называемых "серых" схем, но и с ввозом полностью легальной продукции. Те компании, которые смогут найти возможности ввоза товаров с минимальными издержками, получат значительное преимущество по отношению к конкурентам.
В целом, выставка «Консумэкспо 2010» позволяет сделать вывод, что нынешний год станет очень интересным и богатым на события. И хочется надеяться, что позитивных новостей на рынке будет больше, чем негативных.