Рынок посуды в 2023 году

Уходящий 2023 год для игроков рынка посуды ожидаемо оказался сложным. Можно констатировать, что исходя из текущей ситуации более-менее сформировались новые правила игры, к которым постепенно адаптировался и бизнес, и конечные покупатели. Компаниям, занятым в производстве и торговле посудой, приходилось решать как технические, так и концептуальные задачи, а потребителям - корректировать привычные модели в связи с изменениями в структуре предложения посуды и индивидуальных изменений в уровне благополучия.

Ритейл

За январь-ноябрь 2023 г общий оборот розничной торговли составил - 42 461,4 млрд. рублей и вырос на 5,9% (в сопоставимых ценах) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в значительной степени отыграв прошлогоднее падение (- 6,5%). Восстанавливается и уровень жизни населения – реальные располагаемые доходы на конец сентября выросли на 4,8%, перекрыв прошлогоднее снижение (- 1,3%).

В качестве негативного фактора можно отметить снижение реального размера пенсий - на 1,4% (ноябрь 2023 года к ноябрю 2022 года) – пенсионеры традиционно являются важной целевой покупательской группы для игроков рынка посуды.

Рост ВВП за 9 месяцев 2023 года составил 3% (по итогам года правительство прогнозирует +2,8%). Позитивные макроэкономические показатели обусловлены увеличением гос. расходов, часть из которых попала и в потребительских сектор, а также активностью частного бизнеса, эффективно решавшего возникшие проблемы и пользовавшегося открывающимися возможностями. На 2024 год Минэкономразвития прогнозирует, что ВВП продолжит расти – на 2,4%.

Основной психологической проблемой для покупателей стал рост цен – официальный индекс потребительских цен на ноябрь 2023 года вырос на 7,5% по сравнению с ноябрем прошлого года, по посуде показатель явно выше. Практически все посудные компании повышали цены в течение года, при этом в разных товарных группах увеличение стоимости существенно отличалось и колебалось в пределах 10% – 30%.

Традиционная розница продолжает оставаться актуальной. Федеральные сети продолжали развитие, в том числе и за счет экспериментов с новыми форматами. Представители специализированной розничной торговли посудой и товарами для дома также с разной степенью интенсивности открывали новые точки («Галамарт», Kuchenland Home, «Евродом», Hoff и многие другие). Достаточно успешно развивались и относительно новые проекты, вроде Ivlev Chef Home BY Kitchen. Освободившуюся нишу европейских специализированных магазинов (IKEA, ZARA Home, H & M Home и др.) понемногу заполняют розничные проекты из других стран вроде Турции и Беларуси.

Онлайн-торговля продолжает оставаться в тренде – ее доля в общем объеме ритейла по оценкам Росстата в ноябре увеличилась до 9,9% (против 9,7% в ноябре 2022 год). Процессы монополизации в интернете продолжаются – крупнейшие маркетплейсы вроде Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет и др. эффективно используют свои конкурентные преимущества – широчайший ассортимент, логистику и низкие цены – для привлечения новых поставщиков и покупателей.

Производство

Производители посуды ожидаемо столкнулись в 2023 году, с одной стороны, с увеличением спроса на свою продукцию, а с другой - с техническими проблемами, связанными с текущей деятельностью и расширением производственных мощностей.

Проблемы с цепочками поставок материалов и комплектующих, вынужденной сменой поставщиков, осуществлением трансграничных платежей не стали критическими – так или иначе решения были найдены. В целом, даже по полкам магазинов можно заметить существенный рост предложения посуды, произведенной в России. Все чаще российские заводы выпускают продукцию для частных марок и даже начали делать коллекции под акции лояльности в федеральных сетях, под своими брендами и под СТМ.

Малый и микро- бизнес, вроде керамики ручной работы, ножей, деревянной утвари и т.д., также адаптировался к новым условиям и расширил свою целевую аудиторию клиентов, занимая освобождающиеся от импорта ниши и в сегменте профессиональной посуды для HoReCa, и в потребительском секторе.

Экономическая ситуация продолжает оставаться благоприятной для развития отечественного производства посуды, и можно надеяться на положительную динамику и в следующем году.

Импорт

На долю посудного импорта выпало, пожалуй, самое большое количество испытаний. Одним из важных факторов, повлиявших на конкурентоспособность импортной посуды, стало снижение курса рубля. В 2022 году среднегодовой курс рубля к доллару США составил 68.49 RUB, в 2023 году – уже 85.87 RUB. При этом с весны стоимость национальной валюты достаточно резко колебалась, что вносило дополнительную неопределенность.

Компаниям, ориентированным на европейские марки, пришлось решать вопросы с отказом некоторых контрагентов от сотрудничества, удорожанием продукции, поиском новых логистических путей поставок и трансграничными платежами. В итоге значительная часть посуды европейских марок либо исчезла с полок магазинов, либо существенно подорожала. Типичным ответом на трудности стало развитие собственных марок с производством в Китае, России, Турции.

В общем объеме импорта за январь-октябрь 2023 года поставки из стран Азии увеличились на 35,3%, а из Европы - сократились на 10,2%. Для посудного сегмента Китай и в прежние годы был ключевым направлением импорта, текущие же обстоятельства еще больше способствуют увеличению поставок из этой страны. Также в течение года можно было наблюдать рост поставок посуды из Турции, Беларуси, Индии.

Выставки

Главная отечественная посудная выставка HouseHold Expo успешно провела смену локации с «Крокус Экспо» в «Экспоцентр» на Красной Пресне. Осеннее мероприятие стало самым масштабным в истории выставки – к внушительному пулу отечественных компаний добавились экспоненты из Турции, Белоруссии, Ирана и, конечно же, Китая, занявшего сразу несколько выставочных павильонов.

В «Крокус Экспо» выставочный оператор ITE Group запустил выставку MosHome (проводится параллельно с одним из самых масштабных выставочных проектов MosBuild), будут ли у нее какие-либо перспективы – покажет время. В первой выставке в посудной тематике были представлены только китайские компании.

Снятие ковидных ограничений в Китае способствовало как возвращению китайских экспонентов на российские выставки, так и возобновлению посещения китайских выставок российскими компаниями – Кантонская ярмарка вновь становится главной международной выставкой для импортеров посуды. В роли следующей по значимости, пожалуй, окончательно закрепилась турецкая Zuchex - по числу посетителей Россия входит в топ стран. Европейские выставки стали труднодоступны и будут такими оставаться, судя по всему, еще достаточно долго – сильно усложнился и процесс получения виз, и маршруты поездок.

© posudka.ru