В рамках деловой программы HouseHold Expo 2012 вниманию участников и посетителей выставки был представлен доклад о том, каким образом развивается рынок товаров для дома, и какое влияние оказал кризис 2008 года на расходы российских граждан. Несмотря на то, что исходные данные для подготовки доклада были большей частью взяты из открытых источников, многие его выводы стали для слушателей довольно неожиданными. Откликаясь на многочисленные просьбы, мы публикуем несколько сокращенную и отредактированную под печатный формат версию доклада.
Несмотря на то, что кризис 2008 года случился довольно давно, до сих пор среди специалистов рынка товаров для дома и в экспертном сообществе нет единого мнения в оценке его последствий и, соответственно, понимания того, каким образом будет развиваться ситуация в случае повторения негативных событий. И это неудивительно, так как восприятие и оценка кризиса 2008 года зависит от многих объективных и субъективных обстоятельств.
В этой связи нам кажется интересным посмотреть на рынок товаров для дома немного под другим углом - не с точки зрения игроков рынка, а с точки зрения конечных покупателей, и оценить, как менялся их уровень жизни и какие модификации претерпела их структура дохода.
Первый важный показатель, который хотелось бы рассмотреть - это динамика денежных доходов населения. Как следует из данных Росстата, среднемесячные денежные доходы в расчете в среднем на одного члена домохозяйства с 2007 года постоянно росли на протяжении последних пяти лет. В 2008 году рост составил 29,9% по отношению к 2007 году, далее темпы роста снижаются - 9,2% в 2009 году, 15,5% в 2010 году и 12,1% в 2011 году. По предварительным данным 2012 года можно говорить о том, что данная тенденция продолжится и скорее всего в конце года мы будем наблюдать рост доходов более чем на 10%.
Потребительские расходы населения за период с 2007 по 2011 год также росли. В 2008 году рост составил 25.6%, в 2009 - 5.7%, в 2010 - 16.5 и в 2011 году - 11,5%. В 2012 году можно также прогнозировать положительную динамику по потребительским расходам более чем на 10%. Если сравнить динамику доходов и потретельских расходов, мы видим, что после кризиса разница между доходами и потребительскими расходами немного увеличивается, что может означать более осторожное поведение граждан, которые стараются больше сберегать и инвестировать, чем имели обыкновение это делать до кризиса, когда львиная часть получаемого дохода шла на потребление.
Потребительские расходы в асболютном выражении нельзя оценивать без учета инфляции. Из графика ниже видно, что индекс роста цен с 2007 по 2011 год ниже индекса роста потребительких расходов и что за исключением 2009 года потребительские расходы растут быстрее инфляции.
Данные об изменении розничного товарооборота, получение которых никак не связано с данными об индивидуальных расходах населения, подтверждают наши предыдущие наблюдения о том, что результатом кризиса 2008 года был не спад в уровне жизни населения, а лишь замедление темпов его роста.
Тем не менее, на психологическом уровне кризис 2008 года переживался довольно болезненно. Индекс потребительской уверенности в первом квартале упал на рекордные 35 пунктов и поднимался довольно неуверенно, до сих пор не достингув показателя 2007 года. Подобная динамика дает повод для раздумий - даже допустив, что уровень жизни населения от кризиса не пострадал, это не исключает того, что произошли довольно серьезные изменения в покупательском поведении, ценностях и мотивах выбора того или иного товара.
Если обратиться непосредственно к рынку товаров для дома, то здесь мы наблюдаем схожую картину. Среднемесячные расходы на одного члена домохозяйства на покупку товаров для дома в 2008 году составили 619,1 рублей, в 2009 году - 611,1 рублей, в 2010 году- 626,9 рублей, в 2011 году - 729,3. То есть, в 2009 году был совсем небольшой спад в 1,3%, в 2010 году траты выросли на 2% и в 2011 году рост расходов на товары для дома составил уже 16,3%. Предварительные данные 2012 года позволяют предполжить, что в этом году рост составит также порядка 15%.
Данная динамика показывает, что посткризисные изменения расходов домохозяйств на товары для дома оказались чуть более заметными по сравнению с потребительскими расходами в целом, однако в абсолютном значении существенного падения рынка не было даже в самом трудном 2009 году (что опять же не исключает, того, что в разных ценовых сегментах рынка динамика будет сильно отличаться).
Если говорить о структуре потребительских расходов на товары для дома, то в 2011 году она выглядела следующим образом: 52% приходилось на товары домашнего обихода, 20% - на бытовую технику, 14% - на товары для ухода за домом и 14% - прочие расходы.
Предыдущий крупный экономическией кризис 1998 года в значительной степени изменил соотношение между импортом и российским производством в пользу последнего. Кризис 2008 года заметных изменений в этом плане не принес. Импорт и внутреннее производство в разных сегментах товаров для дома развиваются совершенно по-разному, исходя из многих объективных и субъективных предпосылок и изменение экономического климата 2008 года скорее усилило уже имевшиеся тенденции.
В качестве типичного примера, как менялась динамика импорта и внутреннего производства в посткризисный период, можно взять рынок мебели, где российские производители и импортеры успешно конкурируют друг с другом. Как мы видим из графика, приведенного ниже, в 2009 году импорт упал сильнее, чем российское произодство, но уже в 2011 году его тепмы роста опередили рост отечественного произодства.
Другой пример мы приведем из сегмета столовых приборов, где определенную роль сыграло наше государство, пытаясь защитить российских производителей введением заградительных пошлин (с конца 2009 года). Как мы видим, подобные меры не дали результата. Значительный спад в 2009 году был обусловлен исключительно экономическими причинами, а рост импорта в 2010 и в 2011 году шел быстрее, чем рост отечественного производства. Единственный положительный момент из всей этой истории - исчезновение дешевых некачественных столовых приборов из Китая, которые возить стало просто невыгодно.
Совсем недавно российскими и белорусским заводом было инициировано антидемпинговое расследование в отношении фарфора китайского производства. Трудно сказать, удастся ли нашим производителям доказать вину импортеров, однако даже если дополнительные барьеры на пути китайского фарфора возникнут, вряд ли от этого жизнь наших производителей станет легче.