Рынок посуды в последнее время дает немного поводов для оптимизма. Объемы продаж падают, цены увеличиваются, платежная дисциплина ухудшается - в целом работать становится сложнее и сложнее. Самым неприятным в такой ситуации является то, что трудно предсказать, каким будет высокий сезон и даст ли он возможности компенсировать убытки или получить средства для развития из-за сложного весенне-летнего сезона.
Особенность текущего кризиса в том, что на него существенное влияние оказывают политические факторы. Ситуация в Украине и связанные с ней формальные санкции, введенные в отношении России, усилили негативные тенденции, которые и без того копились в прошлые годы. Развитие политической ситуации может заметно улучшить конъюнктуру рынка товаров народного потребления в случае снятия напряженности, но нагнетание конфликтов может обернуться катастрофическими последствиями.
Пока параметры экономической ситуации показывают, что в этом году фактически прекратился рост доходов населения и наметилась тенденция к их снижению. Так, по данным Росстата, за период с января по май 2014 года реальные денежные доходы выросли всего на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для сравнения, в прошлом году за этот же период рост составил 4,9%.
Остановка в росте доходов неизбежно влечет за собой изменения в потребительском поведении, в частности, меняется объем и структура расходов. По данным Ромира, снижение реального повседневного потребления за период с января по апрель составило 10%. В список сегментов потребительского рынка, которые в последнее время сильнее других страдают от падения интереса потребителей, попадает все, что связано с необязательными покупками: сфера услуг, посуда и товары для дома не первой необходимости, бытовая техника и электроника, одежда и обувь и т.д
Экономическая неопределенность заставляет людей больше сберегать либо вкладывать средства в крупные покупки – неслучайно с начала этого года оживился рынок недвижимости и в полтора раза вырос объем выдаваемых ипотечных кредитов.
Нельзя также не принимать во внимание и не очень здоровую ситуацию в сфере потребительского кредитования. Рост просроченной задолженности (по данным на начало июня она составляла 6,8%) является косвенным показателем того, что население все меньше и меньше может справляться с долговой нагрузкой. Естественным результатам на такую ситуацию в условиях негативной динамики по доходам будет также снижение расходов на повседневные покупки.
Многие российские регионы сегодня заняты приведением своих бюджетов в порядок путем сокращения расходов. В перспективе это грозит снижением уровня жизни бюджетников и пенсионеров, которые составляют более чем значительную долю среди покупателей.
Из факторов, которые могут позитивно сказаться на российских игроках посудного рынка, можно отметить ужесточение правил ввоза товаров физическими лицами из-за рубежа. Этот канал, с одной стороны, активно использовался компаниями, занимающимися серым импортом, кроме того, в последние годы у продвинутых Интернет-пользователей стало популярным заказывать посуду в европейских и китайских Интернет-магазинах. В ближайшем будущем это станет делать значительно сложнее – Минфин подготовил проект постановления о снижении порога беспошлинных отправлений при покупках в зарубежных Интернет-магазинах с 1000 до 150 на отдельную посылку. Вес одной посылки без уплаты пошлины Минфин предлагается снизить с 31 до 10 кг.
Также в последнее время наше правительство озабочено проблемой импортозамещения. На посудном рынке теоретически есть для этого значительное поле для приложения усилий – значительная доля продукции, которую можно встретить на полках магазинов, импортируется из Китая или европейских стран. Но реально резкого развития отечественного производства ждать вряд ли приходится – по-прежнему ощущается нехватка желающих инвестировать в производство посуды, есть сложности с привлечением финансовых ресурсов, нет определенности с правилами игры. Тем более, что со всеми проблемами, с которыми сталкиваются импортеры, сказать, что положение российских производителей посуды заметно лучше, тоже пока нельзя.
На осенние продажи теоретически может оказать отложенный спрос. Посуда – это такой товар, покупку которого можно отложить на несколько месяцев, но все равно без нее обходиться невозможно. Тот же рост вложений в недвижимость может косвенно стимулировать и посудный рынок – переезд в новую квартиру часто сопровождается покупкой новой посуды. Но в данном случае опять же все будет зависеть от общего экономического климата и психологических ожиданий – в случае ухудшения ситуации отложенный спрос не имеет шансов себя проявить.
Богатым опытом выживания в сложных условиях обладают практически все крупные посудные компании - кризисы у нас возникают достаточно часто, чтобы не успеть забыть, как с ними бороться. Пока большинство игроком старается найти баланс между снижением издержек и сохранением высокой конкурентоспособности. Обойтись без потерь грамотного персонала, избежать провалов по ассортименту, сохранить отношения с покупателями, у которых дела пока идут не лучшим образом – эти и другие подобные задачи многими пока решаются вполне успешно. Самые смелые также стараются использовать сложности в целях стратегического укрепления позиций – в кризис проще и дешевле переманивать хороших руководителей и специалистов у конкурентов, расширение клиентской базы тоже в такие периоды проходит активнее - для этого появляется сильная мотивация.
В общем, вторая половина лета и осень обещает быть интересными. Шансы на благоприятное развитие событий есть, и они не так уж малы. Тем не менее, держать в уме негативные варианты развития событий также не помешает – в нашей экономике сейчас может случиться что угодно.