Параметры кризиса на рынке посуды. Цены, клиенты, занятость

Сезон высоких продаж на рынке посуды немного смягчает эффект от ухудшающейся ситуации в экономике. По предварительным данным, этой осенью общий спрос на посуду примерно соответствует осени прошлого года, и, скорее всего, продажи в декабре тоже будут вполне удовлетворительными для большинства участников рынка. Но как ситуация будет развиваться после новогодних праздников, и что будет с рынком весной – на этот счет есть о чем подумать.

Если вспомнить прошлый масштабный кризис, начавшийся в 2008 году, то наибольшие проблемы у игроков рынка посуды выявились в конце первого квартала следующего 2009 года и продолжались все лето. Именно на этот период приходится резкое снижение импорта почти по всем товарным группам, рост неплатежей и громкие уходы с рынка некоторых заметных игроков, таких как сеть магазинов «Санта Хаус». Развитие кризиса 2014 года наверняка будет отличаться от той картины, которую мы наблюдали шесть лет назад, так как причины сегодняшнего падения экономики иные. Однако то, что с конца зимы и начала весны нужно ждать резкого ухудшения ситуации на рынке посуды по многим параметрам, можно утверждать с высокой степенью вероятности.

Среди главных факторов, которые будут определять развитие ситуации для игроков посудного рынка, является динамика цен. Сегодня многие компании стараются взвешенно подходить к повышению цен, но экономика все равно берет свое – по сравнению с прошлым годом цены на импортную посуду уже выросли в среднем на 40-45% и это далеко не предел. Темы роста цен на посуду отечественного производства примерно в два раза меньше, но и здесь ситуация в ближайшем будущем будет меняться – из-за падения курса рубля растут цены на сырье, также увеличится стоимость электроэнергии, проценты по банковским кредитам и другие расходы. Даже при сохранении текущего курса валют, с учетом всех дополнительных расходов, которые ложатся в конечном итоге на конечного потребителя, цены на импортную посуду к весне вполне могут вырасти на 70-80% к ценам весны 2014 года, а цены на посуду отечественного производства – на 35-45%.

Такой рост цен прогнозируемо усилит сезонное снижение спроса и изменит его структуру в пользу дешевой посуды. В итоге для дистрибьюторов, оптовиков и ритейлеров будет стоять задача не только подойти к концу сезона с минимально возможными остатками, но и учесть при их формировании структурные изменения спроса из-за роста цен на посуду.

В отношениях между разными игроками рынка посуды – производителями, дистрибьюторами, средними и мелкими оптовиками и розницей - также можно прогнозировать возникновение серьезных сложностей. Скорее всего, с начала весны начнется заметное сокращение клиентской базы за счет стационарной несетевой торговли.

Торговля посудой и товарами для дома – не самое интересное направление в рознице из-за длительного срока оборачиваемости товаров, невысоких оборотов и трафика покупателей, сильно выраженного фактора сезонности. В последнее время небольшие специализированные магазины посуды и товаров для дома и так уступали напору сетей, а снижение покупательского спроса может ускорить этот процесс. Кроме того, правительство в разных формах усиливает налоговую нагрузку на малый бизнес, занимающийся розницей, что также будет являться негативным фактором, который будет способствовать "вымыванию" клиентской базы.

Масштабное сокращение мелкой розницы, если такое будет, неминуемо скажется и на мелких и средних оптовиках, которым придется искать запасные варианты, связанные с альтернативными поставками продукции через различных интернет-агентов. В этой связи следует отметить, что проблемы в стационарной рознице, скорее всего, будет стимулировать продажи через интернет и социальные сети, так как это пока видится одним из немногих способов снижения издержек и ухода предпринимателей от увеличивающегося налогового давления.

По мере окончания сезона будут увеличиваться риски, связанные с неплатежами. В этой связи уже сейчас, во время процесса перезаключения договоров поставки, есть смысл пересмотреть текущие условия сотрудничества, а также провести детальный анализ клиентов с точки зрения их финансовой устойчивости и возможных рисков.

Пока компании, работающие на рынке посуды, обходятся без массовых сокращений персонала. Но уже сейчас заметно значительное сокращение открытых вакансий – примерно на 40% по сравнению с ситуацией, которая была год назад. К весне ситуация для специалистов, желающих сменить или найти работу на рынке посуды, скорее всего сильно усложнится, поэтому им можно посоветовать активизировать свои усилия по поиску работы прямо сейчас. Для работодателей, которые в последние годы конкурировали друг с другом за квалифицированные кадры, ситуация может поменяться в более благоприятную сторону, когда хорошего специалиста найти будет легче и запросы у него будут меньше.