Рынок посуды в уходящем году больше всего напоминал водоворот. Ускорившиеся изменения во внешней среде не оставляли особого выбора - всем приходится плыть по течению. При этом кого-то выталкивает наверх, кого-то затягивает вниз, а кто-то и вовсе пропадает в воронке кризиса. В конце прошлого года, аналогичный итоговый обзор рынка посуды за 2013 год на нашем сайте закончился советом игрокам рынка посуды надеяться на лучшее и готовиться к худшему. Как мы и боялись, случилось как раз худшее, или, точнее говоря, началось.
Экономическая ситуация в нашей стране уже в начале года имела признаки близкой стагнации, продолжая тенденции 2013 года. Рост розничных продаж стремился к нулю, что сказалось и на рынке посуды – даже период в преддверии 8 марта, который обычно является вторым по объемам увеличения спроса после Нового года, не дал практически никакого эффекта.
Весной и летом 2014 года продолжилась тенденция предшествующих двух лет, когда сезонный спад продаж с каждым годом становится все более глубоким. Так получилось и на этот раз – многие участники рынка склонны были охарактеризовать продажи с апреля по август как рекордно низкие. Помимо экономических причин, сказалась и общая политическая ситуация, из-за известных событий угнетающе подействовавшая на потребительский спрос на непродовольственные товары.
Осень и начало зимы прошли под знаком колебания валютных курсов. Резкие прыжки рубля не только сильно усложнили импорт (включая и импорт сырья и комплектующих для производства посуды), вызвали существенное повышение цен, испортили общий бизнес-климат из-за невозможности даже краткосрочного прогнозирования, но и спровоцировали декабрьский потребительский бум, последствия которого (позитивные и негативные) скажутся уже в ближайшем будущем.
По статистике системы Яндекс.Директ, за январь-октябрь 2014 года количество запросов по ключевому слову «посуда» впервые за многие годы снизилось на 4%, при том что рост количества Интернет пользователей за тот же период составил 21% (по данным Liveinternet.ru). Ноябрь и особенно декабрь, скорее всего, дадут чуть более позитивную картину интереса к посуде у потребителей по итогам года, но исключительно из-за аномального покупательского ажиотажа, когда люди в панике избавлялись от дешевеющих рублей.
Довольно неплохо, несмотря на все сложности, развивался ритейл. Практически все главные федеральные сети продолжали весь год открывать новые магазины, включая и такие специализированные сети товаров для дома, как «Уютерра» и «Посуда Центр». Развитие розницы происходило на фоне очень медленного роста оборота розничной торговли (2,2% за период с января по ноябрь по данным официальной статистики), что потенциально увеличивает риски – если в следующем году отдача от магазинов будет ниже запланированной, это вызовет у ритейлеров проблемы с оборотными средствами со всеми вытекающими последствиями.
В интернет-торговле произошло заметное событие – один из крупнейших игроков, портал e5.ru, входящий в X5 Retail Group, объявил о приостановке операционной деятельности. Формальное объяснение – желание руководства «сфокусироваться на классическом оффлайновом ритейле в существующих форматах магазинов». Это событие можно трактовать по-разному. Один из возможных вариантов траковки заключается в том, что возможно перспективы интернета как инструмента продаж переоценены, если уж один из лидеров розничного рынка после почти трех лет работы выяснил для себя бесперспективность этого канала. С другой стороны, многие другие розничные игроки продолжают делать на онлайновые продажи серьезную ставку, и возможно данный казус следует рассматривать исключительно с точки зрения особенностей работы X5 Retail Group.
Снижение спроса, колебания валют и сопутствующие этому сложности у импортеров сыграли и определенную положительную роль в некотором упорядочивание рынка. Рост количества новых игроков прекратился, и сегодня наблюдается начало обратного тренда – отток компаний с посудного рынка. Речь здесь идет не столько об ослаблении конкуренции, сколько о повышении общего уровня компетенции участников рынка. Массовый приход в 2011-2012 году новых игроков, не знакомых со спецификой работы с посудой, спровоцировал некоторые неприятные эффекты – демпинг, агрессивный маркетинг, распространение среди потребителей ошибочной информации о свойствах посуды, появление на рынке некачественной продукции и т.д., которые затрудняли работу большинства игроков.
Для производителей уходящий год оказался скорее положительным. Падение курса рубля гораздо более весомый аргумент в их пользу, нежели даже заградительные пошлины. Компании, успевшие провести модернизацию оборудования в текущих условиях могут рассчитывать на то, что это оборудование не будет простаивать. Подешевевшая российская посуда становится интересной и на внешних рынках, и здесь вопрос лишь в том, насколько сами заводы готовы наращивать усилия по экспорту при благоприятной конъюнктуре на внутреннем рынке. При этом производителям стоит с осторожностью оценивать свои перспективы. Существенное ухудшение состояния нашей экономики и снижение уровня жизни населения, которое ожидается в следующем году, доставит неприятности всем без исключения игрокам посудного рынка.
Одна из интриг, которую мы сформулировали в прошлогодней итоговой статье, касалась продаж посуды с керамическим покрытием. В начале года продажи этого типа посуды продолжали падать, а с конца весны стабилизировались на уровне нескольких процентов от рынка посуды с антипригарным покрытием. Скорее всего таковой ситуация останется и в следующем году, если только не вмешаются искусственные факторы.
Сейчас мало у кого есть сомнения в том, что наступающий 2015 год будет очень непростым. Но в любом случае, хочется всем компаниям пожелать не опускать руки. Большинство неприятностей, обусловленных внешней средой, можно преодолеть, если много работать. Тем более что кризис – это хороший стимул для того, чтобы придумать и сделать что-то новое.