В последние месяцы рынок посуды довольно сильно лихорадило. На привычную сезонную цикличность наложились резкие колебания поведения потребителей, реагировавших на изменения, происходящие в экономике – валютные колебания, рост цен, нестабильность с занятостью и т.д. В декабре прошлого года наблюдались высокие продажи, связанные с общим потребительским спросом из-за стремительного обесценения рубля, в январе произошел ожидаемый глубокий спад, а с конца февраля и начала марта с укреплением рубля ситуация на рынке посуды стала входить в более-менее привычное русло. Однако кризис никуда не делся и продолжает оказывать влияние на предпочтения потребителей. В актуальных на сегодняшний день трендах посудного рынка мы постараемся разобраться.
Одним из основных наших инструментов в анализе потребителей давно стала статистика поисковых запросов Яндекса – она общедоступна, оперативна, репрезентативна, позволяет проверять разные гипотезы практически в реальном времени. Обратимся к ней и в этот раз.
Первый общий показатель, на фоне которого удобно рассматривать остальные изменения – это динамика запросов по ключевому слову «посуда». За период с января по апрель 2015 года пользователи Яндекса стали интересоваться посудой меньше, чем за аналогичный период прошлого года, но не намного – всего лишь на 6%. Но график изменения количества запросов по месяцам выглядит необычно и отражает скачки настроения потребителей в последние месяцы.
Как это и бывает в сложные для экономики периоды, спрос смещается в сторону более дешевых товаров. Популярность запроса «недорогая посуда» увеличилась на 40%. Положительная динамика также наблюдается и по другим запросам: «недорогой сервиз» (рост на 91%), «недорогая кастрюля» (рост на 111%,).
Отмеченные нами ранее проблемы у компаний, работающих с качественной премиальной посудой, оказались довольно глубокими. По запросу «посуда цептер», которая в значительной степени является индикатором применительно к премиальному сегменту, количество запросов упало на 31%, похожую динамику показывает и интерес к другим известным премиальным маркам - "посуда tupperware" (снижение на 29%), «посуда Villeroy&Boch» (снижение на 41%). В отношении продаж импортной премиальной посуды значительную роль сыграл рост цен из-за колебаний валютных курсов, что позволяет надеяться на некоторую корректировку спроса на премиальную посуду к осени при сохранении тенденции укрепления рубля. Но вряд ли эта корректировка будет серьезной - сложности со сбытом премиальной посуды были отчетливо видны еще летом прошлого года, когда рубль не потерял своей стоимости.
Другой отчетливый тренд – рост популярности посуды, произведенной в России. Количество запросов «российская посуда» увеличилось за 4 месяца 2015 года на 64%. Многие российские производители традиционно тяготеют к латиноязычному написанию своих марок, что затрудняет их идентификацию в качестве российской продукции. На фоне интереса к отечественной посуде есть смысл задуматься о том, как подчеркнуть ее российское происхождение.
Интересную тенденцию можно отметить в сегменте кухонной посуды, где меньше стали искать наборы посуды (снижение количества запросов по данному словосочетанию на 14%), но больше – отдельные предметы (количество запросов по слову «сковорода» выросло на 25%, а по слову «кастрюля» - на 21%,). Скорее всего, это также может быть связано с необходимостью экономии – покупка одного-двух изделий по отдельности менее затратна, чем набора целиком.
Из разных видов посуды можно отметить продолжающийся рост интереса к чугунным сковородам – на 23%. Перспективным остается сегмент «мраморных сковород», количество запросов по которым увеличилось на 69%. «Антипригарные сковороды» также в тренде (рост числа запросов на 27%), в то время как «керамические сковороды» продолжают терять позиции (снижение числа запросов на 46%).
Инерционность процессов изменения привычек потребителей на рынке посуды позволяет рассчитывать, что отмеченные тренды не потеряют актуальности к осеннему сезону, а те компании, которые смогут правильно предложить покупателям правильный товар – не останутся в накладе по итогам года.