Закрытие Черкизовского рынка имеет, пожалуй, все шансы стать самым значимым событием российской торговли этого лета. Если в начале развития конфликта между государством и крупнейшим рынком страны эксперты видели в качестве первопричины борьбу за власть над товарными потоками между различными группировками, то по мере его развития, становится очевидным, что все может быть гораздо серьезнее. Процессы, которые происходят в российской экономике, могут серьезно изменить как баланс между легально и нелегально импортируемыми товарами, так и соотношение между отечественными производителями и импортерами ТНП. Если такое станет возможным, рынок посуды тоже ждут серьезные изменения.
Одно из самых авторитетных российских бизнес изданий, газета «Ведомости», в качестве основной причиной атаки на Черкизовский рынок назвала озабоченность российского правительства тем критическим состоянием, в котором пребывает наша легкая промышленность. С начала 90-х годов отечественные предприятия в большинстве своем ведут, по-сути, борьбу за выживание (надо признать, рынок посуды здесь не является исключением: на несколько успешных в финансовом отношении производителей приходится десятки противоположных примеров). Среди причин, которые не дают отечественным производителям развиваться, называются, в том числе, и нелегальный импорт. С помощью различных схем на рынок попадают товары с «облегченной» за счет ухода от таможенных и налоговых платежей себестоимостью, ценовая дискриминация со стороны которых буквально «душит» отечественных поставщиков.
Если в благополучные годы правительство компенсировало потери от падения объемов производства и недобор налогов в бюджет за счет высоких цен на нефть, то теперь ситуация изменилась. По оценкам Минпромторга бюджет из-за нелегальных схем ввоза товаров теряет ежегодно по 650 млрд рублей неуплаченных налогов, что в условиях бюджетного дефицита представляется недопустимым.
В итоге российские власти взяли курс на создание условий, максимально неблагоприятных для контрабанды. В созданную межведомственную комиссию по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией в легкой промышленности, помимо представителей силовых органов, вошли и российские производители, которые кровно заинтересованы в изменении сложившихся на рынке правил игры и могут непосредственно стать поставщиками информации по серым каналам импорта. По сообщению «Российской газеты», 22 июля в министерстве промышленности и торговли пройдет закрытое рабочее совещание по дополнительным мерам защиты внутреннего рынка от контрабандных и поддельных товаров. Среди возможных превентивных мер, которые смогут предотвртить попадание, в частности, на вещевые рынки страны нелегальной продукции, называют в том числе и их идентификацию или маркировку по типу "акцизных марок".
Сотрудники Минпромторга надеются таким образом освободить нишу, занимаемую сегодня нелегально ввезенными товарами, для продукции отечественных производителей. Если принимаемые меры дадут результат, выиграют от этого и производители посуды. Не секрет, что легальный импорт составляет меньшую часть в общем объеме ввозимой продукции, особенно из стран Юго-Восточной Азии. В особенности это касается таких емких сегментов рынка, как посуда из фарфора, керамики и нержавеющей стали. Именно в этих отраслях последнее десятилетие наблюдается устойчивый спад, а порой и прекращение российских заводов и фабрик (в отличие, скажем, от стекольной промышленности или сегмента посуды с антипригарным покрытием, где ситуация гораздо лучше). Это неудивительно - мало кто из потенциальных инвесторов будет вкладывать средства в заведомо неконкурентоспособные предприятия.
По словам директора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга Михаила Клинова, через 5-10 лет доля нелегальной продукции сократится с сегодняшних 50-60% до 10%.
В качестве обеспечивающих мер предполагается давление на челноков, которые под видом туристов провозят серьезные объемы беспошлинного товара, который попадает в оптовую торговлю. Кроме того, государство продолжит политику поощрения создания в столице и регионах современных торговых центров вместо открытых рынков, которые служат главным каналом сбыта нелегально ввезенной продукции, также есть вероятность введения для предприятий легкой промышленности упрощенной системы налогообложения, что может им помочь стать более конкурентоспособными.
Конечно, есть сомнения в успешности реализации всех этих мероприятий. Черные и серые схемы импорта дают огромные доходы как вовлеченным в них представителям таможни, так и большому количеству «аффилированных» с ними коммерческих структур. Но даже если объем нелегального импорта сократится хотя бы наполовину, эффект для рынка может оказаться огромным и новыми благоприятными условиями могут воспользоваться все российские производители и их деловые партнеры.