Александр Шереметьев: "У алюминиевой посуды для жарки и запекания конкурентов нет"

О трендах рынка алюминиевой посуды в период пандемии и бытующих среди потребителей мифах, о которых можно забыть раз и навсегда, Алюминиевая Ассоциация поговорила с директором ООО «Группа НМП» Управляющей организации АО «Нева металл посуда» Александром Шереметьевым.

– Какие сейчас наблюдаются тенденции на рынке алюминиевой посуды – в России и за рубежом?

– Довольно сложно говорить об общемировой рыночной ситуации, но тренды самих изделий весьма консервативны и мало меняются год от года. По-прежнему большинство европейских и азиатских стран предпочитает алюминиевые сковороды с покрытием на базе PTFE, а в Америке и Австралии большую долю занимают изделия с «керамическим» покрытием. Основным цветом является черный. Постоянно появляющиеся сковороды и кастрюли, окрашенные в «цвет года», составляют лишь малую часть от продаж. На российском рынке алюминиевой посуды наблюдаются две разнонаправленные тенденции: в интернет-магазинах отмечается рост продаж (особенно после начала пандемии), а покупатели, не имея возможности подержать товар в руках, страхуются и предпочитают выбирать известные бренды. В то же время, в розничной оффлайн-торговле, напротив, происходит «дебрендинг» – покупатель чаще выбирает не брендовые изделия, а более доступный по цене товар «no name».

– Как коронавирус сказался на рынке и продажах?

– В канале продовольственных (категория «food») продаж на федеральном и региональном уровнях сохранилась стабильность. Поскольку основной оборот компании «Нева металл посуда» приходится именно на этот канал, то нам удалось избежать остановки производства в карантинный период. В оптовом канале (дистрибуция) более сложная ситуация. Из-за ограничений, вызванных пандемией, закрылся целый ряд мелких промтоварных магазинов, что создало условия для недобросовестной конкуренции и привело к перераспределению товарных потоков. Наш оборот в этом канале снизился довольно значительно, однако, к середине июня объемы полностью восстановились.

– Насколько быстро сейчас развивается рынок?

– Здесь посуду для жарки и тушения следует рассматривать отдельно от посуды для варки. В посуде для жарки потребитель уже давно сделал выбор в пользу алюминиевых сковород с противопригорающим покрытием. Они занимают более 90% оборота, и стабильно растут на 3-10% в год.

Что касается посуды для варки и приготовления первых блюд, то ситуация отличается. С точки зрения потребителя взаимозаменяемыми являются кастрюли из алюминия с травленой поверхностью, эмалированные и сделанные из коррозионностойкой стали, так как в них можно приготовить те же самые блюда. Алюминиевая и эмалированная посуда исторически занимает значимую долю.

– Насколько растет доля продаж и интерес к алюминиевой посуде?

– По долговечности посуда из алюминия ничем не уступает посуде из коррозионностойкой стали. При жарке и запекании безусловным лидером является посуда с антипригарными покрытиями.
Если говорить о «выдающихся» качественных характеристиках чугуна, то важно следующее: в пористой структуре металла живет множество бактерий и вирусов. Культура подготовки изделий из чугуна для жарки и варки, к сожалению, утеряна. Сковороды с антипригарными покрытиями потому так и называются, что в них ничего не пригорает, при этом они прекрасно моются, чего не скажешь про посуду из других материалов без антипригарных покрытий. Поэтому большая доля посуды именно с антипригарными покрытиями. Соотношение цены и качества антипригарной посуды из алюминия на данный момент идеально. Производителей много, и каждый из них на шкале «цена-качество» находит приемлемую ему нишу.

– Каковы тренды этого года?

– Основной тренд – расширение использования продукции эконом-сегмента. Как следствие, упрощение всего, что можно упростить в продукте. Кто не успеет этого сделать, тот может проиграть в конкурентной борьбе. К сожалению, некоторые импортеры и даже производители в стремлении к упрощению приходят к снижению потребительских характеристик посуды.

Что касается «керамики», то настоящая керамика – это глина. А керамические покрытия – это полиорганосилоксаны с довольно сложной полимерной структурой. В принципе, покрытие из таких материалов не является антипригарным, а скорее легко моющимся. Кроме того, у полиорганосилоксанов и штампованного алюминия разные коэффициенты как линейного, так и объемного расширения. В результате, как мы помним, эта посуда быстро покрывалась микротрещинами и переставала быть антипригарной и легко моющейся. К 2015 году рынок посуды с «керамическими» покрытиями в России и Европе оказался полностью «убит».

В США и Австралии ситуация сложилась иначе, так как для производства основного компонента антипригарных покрытий – политетрафторэтилена (PTFE) – до 2011 года разрешалось использовать перфтороктановую кислоту (PFOA), которая вредна для здоровья. В Европе она запрещена с 1998 года, а в России вообще не применялась. Страх перед «ядовитым» антипригаром позволил американцам перетерпеть этап недолговечности «керамических» покрытий, и теперь там существует большой сегмент литой и кованой алюминиевой посуды с такими покрытиями. Химики в этих странах тоже не сидят сложа руки, и покрытия постоянно совершенствуются. Когда в России снова начнет расти располагаемый доход домохозяйств, то, возможно, и посуда с «керамическим» покрытием вновь будет востребована.

– Есть ли опасения, что в перспективе алюминиевая посуда будет вытеснена новыми материалами?

– Все зависит от сегмента. Но у алюминиевой посуды для жарки и запекания – однозначно
конкурентов нет.

Источник: http://www.aluminas.ru/