Торговая экспансия на рынке посуды. Рейтинг привлекательности регионов

Спустя несколько месяцев после начала кризиса 2008 года мы проводили анализ рынка посуды в разрезе федеральных округов и отдельных регионов России. С той поры многое изменилось, а вопрос территориальной экспансии не потерял свою актуальность для многих игроков посудного рынка. Конкурентная борьба за покупателя со временем только нарастает, и развитие продаж в других регионах является одним из самых эффективных инструментов увеличения оборотов и прибыли. Немного изменив методику и форму нашего предыдущего исследования, мы предлагаем нашим читателям актуальный рейтинг привлекательности регионов, опираясь на данные о розничном обороте и данные о потребительских расходах по итогам первого полугодия 2011 года, опубликованные Федеральной службой государственной статистики.

1. Москва
Возглавляет наш рейтинг, конечно, Москва. Этот город – абсолютный лидер с точки зрения оборота розничной торговли (на него приходится 17,8% от общероссийского оборота розничной торговли). Ежемесячные потребительские расходы в Москве на душу населения в два раза превосходят среднероссийский показатель и составляют 30,5 тыс. рублей. Это обстоятельство делает Москву особо привлекательной для компаний, специализирующихся на посуде среднего и премиального сегментов. В сознании московских покупателей шкала, по которой обычно сегментируют посуду, смещена. То, что для других регионов является продукцией среднего или премиум класса, в сознании московских покупателей относится, соответственно, к низкому и среднему сегментам. Если говорить о конкуренции, то ее можно оценить примерно на 4 с плюсом по пятибалльной шкале. Конечно, в Москве давно и серьезно работает большое количество крупных компаний, ежемесячно появляются новые игроки, однако рынок вряд ли будет когда-либо перенасыщен. Потребители в Москве очень динамичны, легко меняют привязанности и марки и с готовностью пробуют что-то новое. Кроме того, Москва постоянно прирастает новыми жителями, являясь одним из немногих российских регионов с положительным ростом населения.

2. Московская область
Следом за Москвой идет Московская область, которая возможно в скором времени станет частью столичной территории. Уровень жизни здесь не сравним пока с московским, но благоприятное соседство делает свое дело. Ежемесячные потребительские расходы жителей Московской области составляют 16,3 тыс. рублей, что довольно неплохо. По объему розничного оборота Московская область занимает второе место – на ее долю приходится 6,3% от общероссийского розничного оборота. Уровень конкуренции можно оценить на 4 по пятибалльной шкале. В Московской области традиционно работают практически все посудные московские компании, кроме того, на территории региона располагаются склады и производства крупнейших игроков рынка посуды.

3. Санкт-Петербург
Номер три нашего рейтинга – Санкт-Петербург. На его долю приходится 4,2% общероссийского рыночного оборота. Уровень жизни в северной столице довольно высок, но не сопоставим с московским. Потребительские расходы среднестатистического петербуржца в месяц составляют 18 тыс. рублей. Уровень конкуренции можно оценить на 3 с плюсом. В регионе не так много местных сильных игроков, и еще меньше успешных представительств и филиалов компаний из других регионов. Некоторую сложность, скорее потенциальную, создает близость границы с Финляндией и Эстонией. Известно, что жители Петербурга любят делать покупки в соседних европейских странах, где часто цены дешевле российских, но посуда пока не входит в топ самых популярных товаров. Другая сложность – в Петербурге самая высокая в России плотность сетевых магазинов. Фактически, чтобы иметь хорошие продажи на посудном рынке Петербурга, необходимо иметь возможность поставлять товар в такие сети, как О’Кей, Лента, Карусель, Максидом и т.д.

4. Свердловская область
Под четвертым номером идет Свердловская область (в которую входит и Екатеринбург). Примечательно, что по уровню потребительских расходов Свердловская область даже немного превосходит Санкт-Петербург – ежемесячно среднестатистический житель региона тратит 18,3 тыс. рублей. Доля Свердловской области в общем розничном обороте России – 4,1%. Уровень конкуренции можно оценить на 4. В Свердловской области есть несколько очень мощных игроков федерального значения, некоторые из которых имеют собственную розницу. Кроме того, географическое положение Свердловской области способствует тому, что базирующиеся в ней компании сами склонны к торговой экспансии и успешно работают с сопредельными регионами – Поволжьем, Северо-Западом и Сибирью. В свою очередь, компании из Сибири и Поволжья, равно как и Москвы, постоянно пытаются нарастить активность в данном регионе, что делает рынок посуды довольно насыщенным.

5. Краснодарский край
Замыкает пятерку нашего рейтинга Краснодарский край. Его доля в общероссийском розничном обороте составляет 3,5%. По уровню жизни Краснодарский край сильно уступает лидерам. Ежемесячные среднедушевые потребительские расходы находятся на уровне ниже среднероссийского и составляют 13,1 тыс. рублей (что, впрочем, является самым высоким показателям в ЮФО). Сочетание высокой численности населения и невыского уровня жизни делает Краснодарский край привлекательным для компаний, предлагающих продукцию нижнего и среднего ценового сегментов. Уровень конкуренции на рынке посуды можно оценить на 3. В регионе есть сильные местные игроки, довольно активно работают компании с других городов Южного федерального округа, есть также порт Новороссийск, через который поступает значительная часть «серого» импорта, однако по степени конкурентной борьбы Краснодарский край уступает большинству городов из первой десятки рейтинга. Кроме того, подготовка и проведение Олимпийских игр в 2014 в Сочи году делает данный регион потенциально довольно интересным, так как приток денег и населения благоприятно скажется и на потребительском рынке в том числе.

Прежде чем перейти к следующей части нашего рейтинга, отметим, что в сумме эти пять регионов, о которых говорилось выше, дают 35% от общероссийского розничного оборота.

6. Ростовская область
Второй по экономической мощи в ЮФО регион, Ростовская область, обеспечивает 2.9% общероссийского розничного оборота. Уровень жизни здесь ниже среднероссийского, но не слишком – данный показатель составляет 12,5 тыс. рублей в месяц. По уровню конкуренции (который можно оценить на 4) Ростовская область является непростым регионом – здесь работают как сильные местные игроки, так и компании из Москвы и центральных регионов России. Кроме того, многие эксперты отмечают специфические вкусовые особенности конечных покупателей в Ростове, как и в других южных регионах, которые нужно чувствовать для успешной конкурентной борьбы.

7. Тюменская область
Седьмой номер рейтинга – Тюменская область. На его долю приходится 2,8% российского розничного оборота. Среднедушевые ежемесячные расходы в регионе заметно выше среднероссийских и составляют 16,75 тыс. рублей, а в Ямало-Ненецком округе (входит в состав Тюменской области) и вовсе являются самыми высокими в УФО – 19 тыс. рублей на душу населения ежемесячно. Уровень конкуренции можно оценить на 3, но проникновение в регион связано трудностями логистики – из видов транспортных коммуникаций в регионе приличный уровень имеют лишь газопроводы, которые, к сожалению, к поставкам товаров не пригодны.

8. Республика Башкортостан
Республика Башкортостан является лидером в Приволжском федеральном округе по объему розничного товарооборота, который составляет 2,8% от общероссийкого показателя и лишь незначительно уступает седьмому номеру рейтинга, Тюменской области. Уровень среднемесячных среднедушевых расходов в регионе составляет 13,45 тыс. рублей, что немного ниже среднероссийского значения. Конкуренция на посудном рынке умеренная, ее можно оценить на 3, однако добиться успеха не так просто – нужно знать специфические предпочтения местных покупателей и национальные традиции в ведении бизнеса.

9. Республика Татарстан
Все, что было сказано в отношении Республики Башкортостан, справедливо и к ее соседу – Татарстану. Данные регионы схожи по многим характеристикам, в том числе они имеют практически идентичный размер розничного товарооборота. Небольшое отличие – в Татарстане чуть выше уровень среднемесячных среднедушевых расходов – они соствляют здесь 14,5 тыс. рублей.

10. Самарская область
Замыкает десятку самых привлекательных регионов Самарская область. На ее долю приходится 2,5% российского розничного оборота. По уровню потребительских расходов Самарская область занимает первое место в Приволжском федеральном округе. Ежемесячно средние расходы на душу населения составляют в регионе 14,8 тыс. рублей. Уровень конкуренции можно оценить на 3. Благодаря географическому расположению в Самарскую область удобно поставлять продукцию и из Москвы, и из других Поволжских регионов, и из Урала, а серьезных независимых местных игроков на посудном рынке нет.

В сумме регионы из второй пятерки обеспечивают 13,7% общероссийского розничного оборота.

11. Нижегородская область
На одиннадцатом месте рейтинга – Нижегородская область. Ее доля в общероссийском розничном обороте – 2,8%. Уровень среднемесячных среднедушевых потребительских расходов ниже среднероссийского и составляет 12,8 тыс. рублей в месяц. С точки зрения конкуренции, уровень которой можно оценить на 4, Нижегородская область – непростой регион. В нем работают местные игроки с федеральными амбициями, а территориальная близость с Москвой способствует устойчивым позициям столичных компаний.

12. Челябинская область
Примечательно, что три из четырех регионов Уральского федерального округа попали в топ-15 нашего рейтинга. Челябинская область имеет неплохие показатели по розничному обороту, на ее долю приходится 2,3% от общероссийского оборота. Уровень среднемесячных среднедушевых потребительских расходов, однако находится на невысоком уровне и составляет 11,9 тыс. рублей. Уровень конкуренции на рынке посуды можно оценить на 3 – сильных местных игроков на нем практически нет, и поставки в регион в основном осуществляют компании из соседних регионов, прежде всего, Свердловской области.

13. Пермский край
Тринадцатое место рейтинга занимает Пермский край. На его долю приходится 1,9% розничного оборота России. Уровень потребительских расходов сопоставим со среднероссийским и составляет 14,2 тыс. рублей в месяц. Уровень конкуренции можно оценить на 3. Поставки на пермский рынок осуществляют, в основном, компании из Москвы, Урала и Поволжья.

14. Новосибирская область
Четырнадцатый номер рейтинга, Новосибирская область, является самым привлекательным регионом Сибири. Доля региона в общероссийском розничном обороте составляет 1,9%, уровень потребительских расходов хотя и ниже среднероссийского, но самый высокий в Сибирском федеральном округе - 13.1 тыс. рублей. Уровень конкуренции можно оценить на 4 - здесь есть и сильные местные посудные компании, и и специализированные розничные сети, и влиятельные игроки из других регионов: Москвы, Урала и Поволжья.

15. Красноярский край
Замыкает третью пятерку рейтинга еще один сибирский регион – Красноярский край. Его розничный оборот сопоставим с Новосибирской областью и составляет 1,9% от общероссийского оборота, но уровень потребительских расходов немного ниже – 12,7 тыс. рублей в месяц. Уровень конкуренции можно оценить на 3.

На долю пяти последних компаний приходится 10,3% общероссийского розничного оборота.

Остальные места в рейтинге распределились следующим образом:

№ рейтинга

Название региона

Доля в общероссийском розничном обороте

16

Ставропольский край

1,6

17

Республика Дагестан

1,6

18

Кемеровская область

1,6

19

Волгоградская область

1,4

20

Воронежская область

1,2

21

Омская область

1,2

22

Иркутская область

1,2

23

Саратовская область

1,1

24

Алтайский край

1,1

25

Ленинградская область

1,1

26

Приморский край

1,0

27

Оренбургская область

1,0

28

Тульская область

0,9

29

Белгородская область

0,9

30

Тверская область

0,8

31

Хабаровский край

0,8

32

Архангельская область

0,8

33

Республика Коми

0,8

34

Липецкая область

0,7

35

Брянская область

0,7

36

Удмуртская Республика

0,7

37

Пензенская область

0,7

38

Ярославская область

0,7

39

Мурманская область

0,6

40

Владимирская область

0,6

41

Ульяновская область

0,6

42

Курская область

0,6

43

Кировская область

0,6

44

Смоленская область

0,6

45

Рязанская область

0,6

46

Республика Саха (Якутия)

0,6

47

Калужская область

0,6

48

Астраханская область

0,6

49

Тамбовская область

0,6

50

Забайкальский край

0,6

51

Сахалинская область

0,6

52

Вологодская область

0,5

53

Калининградская область

0,5

54

Республика Бурятия

0,5

55

Чувашская Республика

0,5

56

Томская область

0,5

57

Ивановская область

0,5

58

Амурская область

0,4

59

Курганская область

0,4

60

Орловская область

0,4

61

Республика Карелия

0,4

62

Псковская область

0,4

63

Чеченская Республика

0,4

64

Новгородская область

0,4

65

Республика Северная Осетия - Алания

0,4

66

Кабардино-Балкарская Республика

0,3

67

Республика Мордовия

0,3

68

Костромская область

0,3

69

Республика Марий Эл

0,3

70

Республика Адыгея

0,2

71

Камчатский край

0,2

72

Республика Хакасия

0,2

73

Карачаево-Черкесская Республика

0,2

74

Еврейская авт.область

0,1

75

Магаданская область

0,1

76

Республика Алтай

0,1

77

Республика Тыва

0,1

78

Республика Ингушетия

0,1

79

Республика Калмыкия

0,1

80

Чукотский авт.округ

0,0