"Ромир" зафиксировал снижение расходов россиян на продукты питания и увеличение трат на непродовольственные товары

По данным исследовательского холдинга"Ромир", повседневные потребительские расходы в феврале 2015 года снизились на 2,5% по сравнению с январем. Такое снижение произошло второй раз за весь период наблюдений. Реальные повседневные расходы, т.е. с учетом инфляции, снизились в феврале на 5%. Такого не было более 15 лет. При этом расходы на покупку продуктов питания снизились на 1,5% в номинальном и на 18,5% в реальном выражении. Потребители продолжают «жесткую оптимизацию» своей продовольственной корзины. А вот расходы на покупку непродовольственных товаров повседневного спроса выросли на 25% в номинальном или на 6-9% в реальном выражении. В ожидании дальнейшего роста цен многие потребители продолжают закупать непродовольственные товары впрок.

Февраль 2015 года стал первым за полгода месяцем, принесшим хорошие новости с точки зрения макроэкономических индикаторов. Снижение цены на нефть не только прекратилось, но с самого начала месяца нефтяные цены пошли в рост, а к середине февраля стабилизировались на уровне 60 долларов за баррель и уже не опускались ниже 58 до конца месяца. Общее снижение цены на нефть за полугодие составляет теперь 45%, что, конечно, не весело, но все же немного лучше 55-процентного снижения, которые мы наблюдали еще в конце января. И намного лучше, чем это было в период с июля 2008 по февраль 2009, когда цены на главный экспортный ресурс России снизились практически в три раза.

Паника на валютном рынке прекратилась. Курс рубля по отношению к доллару США перестал падать, даже немного вырос и стабилизировался в диапазоне 61-62,5 рубля за доллар. Это означает, что за год рубль обесценился к доллару немногим менее чем в два раза. А если быть точным - то на те же 45%, на которые снизились цены на нефть. Снижение курса рубля в период с июля 2008 по февраль 2009 (когда нефть подешевела в три раза) было не столь значительным. Тогда курс снизился с 24 до 37 рублей за доллар, т.е. примерно в 1,5 раза (или – на 35%).

Фондовый индекс РТС (долларовый), достигнув в начале февраля локального минимума в 750 пунктов, быстро пошел в рост и к концу месяца укрепился на отметках выше 900 пунктов. Общее же снижение индекса РТС с июньского (2014 года) пика в 1400 пунктов составило 35%, что не идет ни в какое сравнение с событиями 2008 – 2009 годов, когда биржевой индекс в России за восемь месяцев рухнул почти в пять раз.

А вот инфляционные процессы сохранили и даже усилили набранную в конце прошлого года инерцию. Если по итогам 2014 года общая потребительская инфляция составила 11,4% (по данным Росстата), а цены на продукты питания выросли в среднем на 15,4%, то только за два первых месяца года общая потребительская инфляция составила более 6%, а цены на продукты питания выросли более чем на 8%. В годовом выражении февральские темпы роста потребительских цен составляют 15-16% годовых, рост цен на продукты питания превышает 20% годовых. Такой высокой инфляции в нашей стране не было более 15 лет.

Как и предполагали аналитики и непосредственные участники рынков (производители, розница), за краткосрочным декабрьским бумом продаж товаров длительного пользования (автомобили, крупная бытовая техника) последовал более глубокий, чем обычно, сезонный спад. В январе продажи новых легковых автомобилей снизились на 24% по сравнению с продажами в январе 2014. По предварительным данным за февраль снижение продаж может превысить 30%. А по отдельным маркам наблюдается снижение продаж на 50-70%, т.е. в 2-3 раза. Аналогичные цифры называют и продавцы крупной бытовой техники.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, в феврале 2015 года повседневные потребительские расходы снизились в номинальном выражении на 2,5% по сравнению с январем. Снижение номинальных расходов в феврале к январю наблюдается всего лишь второй раз за весь период наблюдений Ромир.

Впервые такой феномен был зафиксирован в феврале 2012 года, когда снижение составило 3%. С учетом того, что потребительская инфляция в феврале составила не менее 2,5% за месяц, можно констатировать, что за один только месяц реальные потребительские расходы снизились как минимум на 5%. Такого сильного снижения покупательской активности за столь короткий срок в России не наблюдалось в течение последних 15 лет.

По сравнению с февралем прошлого года повседневные расходы выросли в номинальном выражении на 9%, что почти в два раза ниже уровня общей потребительской инфляции, оцениваемой Росстатом в 15-16% в годовом выражении. Таким образом, реальные повседневные расходы в феврале 2015 оказались ниже расходов февраля 2014 года на 5-6%. Прогнозы, которые мы делали в прошлом обзоре, сбылись. Таким образом, тенденция к росту реальных повседневных расходов в годовом выражении, которую Ромир фиксировал в течение трех месяцев подряд, оказалась прерванной. Реальные расходы вновь начали снижаться, повторяя сценарий почти всего прошлого года.

Расходы на продукты питания в феврале 2015 года снизились в номинальном выражении на 1,5% по сравнению с февралем 2014. С учетом инфляции продовольственного рынка (20-22% в годовом выражении) можно говорить о снижении реальных затрат на продукты питания на 18-19%.

Столь значительное снижение стало результатом многообразной «оптимизации» продовольственной корзины потребителями. Очевидно, что такая значительная «экономия» могла быть достигнута различными способами. Например, благодаря переключениям больших групп потребителей на более дешевые товары, как внутри одной и той же категории, так и между категориями. Переориентации на приобретение продуктов в магазинах «доступных цен». А также благодаря активному использованию купонов, дисконтных карт, специальных предложений и прочих скидок, предлагаемых торговыми сетями.

Кроме того, потребители могли сокращать объемы покупок подорожавших продуктов питания, а то и вовсе отказываться от приобретения тех или иных деликатесов. Опросы, проведенные Ромир в 2014 году, подтверждают, что две трети потребителей активно используют несколько из этих способов в той или иной комбинации для «оптимизации» своей продовольственной корзины.

А вот расходы на покупку непродовольственных товаров повседневного спроса за год (с февраля 2014) выросли в номинальном выражении на 25,5%, т.е. более чем на четверть. Даже с поправкой на инфляцию по этой группе товаров получается, что реальный рост потребления повседневных непродовольственных товаров составляет 6-9% за год. В январе рост был еще более впечатляющим – 15-20% в реальном выражении.

Гипотеза о массовом переключении на более раскрученные бренды, на более дорогие категории, в более дорогих магазинах не выдерживает проверки ни здравым смыслом (кризис на дворе), ни реальностью, отраженной в кассовых чеках. А вот увеличение физического объема приобретения тех или иных непродовольственных товаров повседневного спроса – это правда.

В ожидании дальнейшего роста цен на непродовольственные товары многие потребители стремятся создать у себя дома запасы этих товаров. Тем более что большинство из них не требуют специальных условий хранения, а срок их пригодности к употреблению истекает только через несколько лет. Неприятный парадокс состоит в том, что стремясь защитить себя от повседневной инфляции и формируя дополнительные запасы, потребители создают предпосылки для дальнейшего роста цен на эти товары. Ведь производители и розница, видя хороший спрос на свою продукцию по и без того уже возросшим ценам, резонно предполагают, что и дальше могут повышать цены, раз есть хороший спрос.

Благодаря экстремально высокому спросу на непродовольственные товары в январе 2015 года их доля в повседневной корзине (без учета крупных покупок и оплаты услуг) возросла до исторического максимума – 48%. В феврале 2015 доля непродовольственных товаров снизилась до 45%, но это все равно много. Напомним, что в январе 2014 и в январе 2009 она составляла по 40%. В январе 2010 – 2013 гг. была ниже 30%.

Полный текст материала - http://romir.ru/studies/646_1425934800/