Выставка посуды ИФЗ в Музее современной истории России

Музей современной истории России и Императорский фарфоровый завод представляют совместный проект – выставку изделий с богатой биографией, и созданных совсем недавно. Анонс выставки вышел на канале "Культура".

Фарфоровая летопись российского государства – писать её начали в 1744 году при основании Императорского фарфорового завода, сменялись правители и вкусы, а художники предприятия продолжали творить. Многие их работы хранятся в Музее современной истории России. В год его столетия завод преподнёс подарок – супрематический сервиз "Нефть". "Мы третьи обладатели этого сокровища, за что спасибо огромное Императорскому фарфоровому заводу, этот сервиз есть в коллекции самого завода, в Эрмитаже, и теперь будет у нас", – отметила генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова.

Рядом с новыми экспонатами стенд, посвящённый покорению космоса. Это работа 2020 года. "От легенды до небес символизирует тот путь, который прошло человечество с момента как ему на голову упало яблоко. Без этого открытия мы бы никогда не полетели в космос, поэтому спутник тоже в форме яблока представлен", – объяснила научный сотрудник Музея современной истории России, хранитель музейной коллекции керамики и стекла Полина Потапова.

Отдельный раздел выставки посвящён истории. До XVIII века Китай оставался единственной страной-производителем фарфора – за разглашение формулы изготовления мастерам грозила смертная казнь. Разгадать этот секрет пытался Пётр I, но не успел, зато его дочери это удалось. "Елизавета Петровна в 1744 году пригласила ученого Виноградова, за несколько лет он создал собственный рецепт фарфорового производства", – рассказала генеральный директор Императорского фарфорового завода Татьяна Тылевич.

Кроме секретов производства гостям выставки предлагают познакомиться с именами мастеров, прославивших русский фарфор на весь мир. Среди них Наталия Данько. На выставке представлено несколько её агитационных работ. "Такие знаменитые вещи как "Мастрос со знаменем" – одно из первых музейных поступлений 1924 года, чернильница-учёба, посвящённая борьбе с неграмотностью и образу новой женщины советского времени, также одна из известных скульптурных работ того времени "Работница, вышивающая знамя", – Полина Потапова.

Рядом – фарфор супрематический. В своё время поработать на заводе успел, в частности, Казимир Малевич. Вот форма его авторства, придуманная в 1923 году. Изначально чайник и получашки были белыми, и только в двухтысячные годы художник Инна Олевская рискнула добавить цвета. Так фарфор подружил две эпохи, и это лишь один из многих примеров, как взаимодействуют фарфор и время.

Источник: https://smotrim.ru/