HouseHold Expo. Осень 2010. Послесловие.

Вопреки обыкновению публиковать отчет о выставке HouseHold Expo в ближайшие дни после ее окончания, в этот раз мы решили сделать небольшую паузу. Это, надеемся, позволило и нам, и нашим читателям, побывавшим на выставке, освободиться от эмоциональных впечатлений от прошедшего мероприятия и более трезво посмотреть на результаты выставки и на текущее состояние рынка посуды в целом.

Как и ожидалось, минувшая осенняя сессия HouseHold Expo в очередной раз побила все рекорды, став самой масштабной в российской истории выставкой в секторе посуды и товаров для дома и окончательно закрепив за собой статус главного события сезона. Итоговые цифры выставки говорят сами за себя – по оценкам организаторов, мероприятие посетили 8542 специалиста, 1735 представителей оптовых и розничных сетей, количество участников составило 305 компании. Тематический блок, связанный с посудой, кухонными и столовыми принадлежностями вновь доминировал и с точки зрения занятых выставочных площадей, и с точки зрения состава участников деловой программы, и с точки зрения интереса посетителей.

Самым насыщенным на выставке оказался второй день, когда мероприятие посетило более 3 тысяч человек. Именно в этот день очень многие экспоненты столкнулись с проблемой нехватки персонала и переговорного места для общения с клиентами. Третий день, который также обычно любим посетителями выставки, на этот раз получился достаточно спокойным. На удивление насыщенным получился первый день, который обычно является «днем разогрева». В этот раз количество посетителей, приехавших к открытию, составило почти две тысячи человек. Последний, четвертый день, был самым спокойным, что дало организатором хорошую возможность сконцентрироваться на проблеме вывоза образцов и оборудования.

Особо порадовала в этот раз деловая программа выставки. Помимо быстро полюбившегося участникам и посетителям проекта «Посудная мода» достаточно успешно стартовал другой проект - «Секреты успешных продаж — как соблазнить покупателя», в рамках которого прошел конкурс для торговых сетей «Лучшее оформление отдела посуды, товаров для дома, подарков» и серия мастер-классов по оформлению торговых площадей в посудных магазинах и выставочных залах. Кроме того, в рамках деловой программы можно было послушать и семинары «звезд» мирового и российского посудного бизнеса. Свой семинар "Новое поколение антипригарных покрытий марки Teflon. Конкурентные преимущества на российском рынке посуды" провела компания Дюпон, законодатель мод на рынке антипригарных покрытий. Другой мировой лидер, правда, уже на рынке столовой посуды, компания Libbey, при поддержке российского партнера компании «Стройремонт» презентовала свой бренд Royal Leerdam, достаточно стремительно в последнее время завоевывающий полки российских магазинов. Российская компания «Импакт Богемия Трейдинг», занимающая лидирующие позиции на российском рынке столовой посуды, провела мастер-класс «Оформление магазина – путь к успеху».

Несмотря на достигнутые результаты, на наш взгляд, HouseHold Expo имеет еще достаточно большой потенциал для развития. Не секрет, что в этот раз выставочных мест хватило далеко не всем компаниям, которые наверняка постараются принять участие в следующих мероприятиях. С другой стороны, можно ожидать повышения внимания к выставке со стороны зарубежных компаний, которые ведут в России бизнес через своих партнеров. На минувшем мероприятии из крупных зарубежных компаний собственные стенды имели лишь Luminarc и Pasabahce (последнюю, впрочем, с таким же успехом можно причислить и к отечественным производителям). В свете же событий последних двух лет, российский рынок оказывается одним из самых стабильных и перспективных в Европе, и возможность непосредственного общения с ритейлерами, средними и мелкими оптовиками наверняка окажется востребованной западными и азиатскими игроками уже в ближайшем будущем.

В целом можно говорить о том, что запас прочности, за короткое время накопленный HouseHold Expo, позволяет организаторам выставки достаточно уверенно смотреть в будущее и пока не совсем понятно, за счет чего конкурирующие выставочные организации могут потеснить данную выставку с завоеванных позиций.

Динамика трафика посетителей, на наш взгляд, уже близко подошла к своим максимальным значениям. Серьезной активизации посещения выставки со стороны байеров в обозримом будущем можно ожидать только в случае бурного роста рынка посуды и товаров для дома. На это же рассчитывать в обозримом будущем не приходится. Кризис, как и ожидалось, оказался не полосой временных трудностей, а в значительной степени новой ситуацией в поведении конечных потребителей. Рост рациональной составляющей в поведении покупателей, ориентация на ценовую составляющую товара, рост популярности покупок в Интернете, стабилизация бюджетов на домашние траты – эти процессы хотя и дают новые возможности игрокам рынка посуды, но и ограничивают общий рост объема реализации посуды и товаров для дома в целом. Также свои коррективы вносит и нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране. Пожары, рост цен на продовольствие, неопределенность экономической политики со стороны властей и другие негативные факторы снижают уровень потребительской активности на рынке посуды.

Наступающий осенний сезон, ожидаемый с надеждой многими участниками рынка, скорее всего, станет умеренно оптимистичным. Резкого всплеска предновогодних продаж ждать вряд ли стоит, но оживление все-таки будет, и наверняка общие результаты продаж по сравнению с прошлым годом улучшатся в среднем на 13-15%.

Обращает на себя внимание консолидация российских производителей посуды (в первую очередь из фарфора и керамики) для укрепления своих позиций на рынке. Вслед за июньским совещанием руководителей фарфорово-фаянсовой и майоликовой отрасли в рамках HouseHold Expo прошла конференция созданной в этом году Ассоциации производителей посуды. По нашим данным, в этом году состоится как минимум еще одно собрание производителей посуды. Пока непонятно, насколько широким получится набирающее силы движение. Слишком уж в разном экономическом положении находится большинство российских производителей заводов и слишком с разными проблемами они сталкиваются. Пока единодушно всеми заводами может быть поддержано лишь требование к правительству увеличить таможенные барьеры для импортеров посуды, но в свете готовящегося вступления в ВТО и общей тенденции на расширение открытости рынка вряд ли такие требования окажутся услышанными российским правительством.

В общем, складывающаяся ситуация на рынке посуды пока оставляет гораздо больше вопросов, чем ответов. И то, что многие компании, включая организаторов, экспонентов и посетителей выставки HouseHold Expo, в сложившихся условиях не опускают руки, а работают и добиваются ощутимых успехов, не может не радовать.

© posudka.ru