| Вход | Регистрация | |
![]() |
ГЛАВНАЯ ¦ НОВОСТИ ¦ СТАТЬИ ¦ МОНИТОРИНГ ¦ СОБЫТИЯ ¦ РЕЙТИНГИ ¦ УГОЛОК ПОТРЕБИТЕЛЯ ¦ GUIDE
|
Озвученными задачами экономических властей РФ были охлаждение экономики и снижение инфляции - и обе они реализовывались в 2025 году. Оборот розничной торговли в январе-октябре 2025 года вырос на +2,4% с тенденцией к небольшому увеличению. По сравнению с динамикой прошлого года (+7,5%) темпы роста упали в три раза, но небольшой прирост остался. Официальная инфляция на октябрь 2025 года выросла на +8,8% (инфляция по итогам 2024 года составила +11,5%). Потребительские ожидания оказались ниже прошлогодних: индекс по итогам 4 квартала составил -11% (-9% в 4 квартале 2024 года).
Заработная плата в среднем выросла на +9%, реальные пенсии (пенсионеры – одна из самых активных возрастных групп в посудной категории) сократились в среднем на -0,7%. На рынке труда наметилась некоторая стабилизация: число вакансий в центрах занятости сократилось на -9,5% (октябрь 2025 г. к октябрю 2024 г.).

Ритейл
В 2025 году продолжался тренд на укрепление положения основных маркетплейсов, которые не только продолжают забирать долю рынка у независимых интернет-магазинов и оффлайн-розницы, но и трансформируются в структуры, укрепляющие свое влияние в розничном банковском бизнесе, рекламе, внешнеэкономической деятельности и т.д.
Федеральные продуктовые сети сдавать свои позиции без боя не хотят – их доля в общем обороте розницы составила за январь-октябрь 2025 года - 35,4%, цифра на начало года - 36,2%. Основные инструменты развития торговых сетей – наращивание количества магазинов (в основном - небольших) и расширение услуг по доставке товаров, реализуемых в режиме онлайн.
Non-food сетям приходится сложнее – развитие онлайн-продаж не всегда успевает компенсировать потери от снижения потока оффлайн-покупателей. Специализированные розничные сети, где товары для дома и посуда составляют значимую часть ассортимента, испытывают сложности. Открытия новых точек происходят все реже и реже, из значимых событий можно вспомнить уход с рынка сети «Аура Богемии». В наших мониторингах арбитражных дел на рынке посуды специализированные сети генерировали в 2025 году большую часть разбирательств.
Дистрибуция и импорт
Мелкий и средний опт в классическом понимании стал экзотикой. Бизнесы либо закрываются, либо перестраиваются под маркетплейсы. Крупные дистрибьюторы посуды также все больше ориентируются на онлайн-продажи, но поставки в торговые сети продолжают идти. Прибыльность во всех каналах дистрибуции в 2025 году снижалась: структура продаж и ситуация на рынке делает непростым повышение цен пропорционально росту расходов.
Из заметных событий 2025 года можно отметить рекламное сотрудничество Rondell с Филиппом Киркоровым. Наверное, это самый медийный и узнаваемый персонаж из тех, кто когда-либо рекламировал посуду в РФ за всю историю.
Импортерам в 2025 году было немного полегче. Во-первых, укрепился рубль, его среднегодовое значение на текущий момент составляет 83,38 рубля за $1 (курс рубля к доллару США в 2024 году составил 92,52 руб. за 1$). Во-вторых, тарифы на контейнерные перевозки из Китая в 2025 году существенно снизились по сравнению с прошлым годом.
Производство
Производителей в полной мере затронули общие проблемы со снижением покупательской способности населения. Хотя практически все заводы в той или иной степени повышали цены на свою посуду, по итогам года можно ждать сокращения прибыльности – рост расходов опережал рост цен.
Событием года в производстве посуды можно назвать решение о закрытии цеха ТНП Ашинского метзавода – выпуск посуды на нем начался в конце советской эпохи, цех пережил 90-е, несколько кризисов, а в последние годы была существенно обновлена производственная база и по нержавеющей посуде, и по термосам. Но новый собственник решил сосредоточиться на основной деятельности, и посудное направление ему оказалось не интересным. Для отечественного производства посуды из нержавеющей стали – это потеря, отечественных термосов после "АМЕТа" не останется вовсе.

Без позитивных событий тоже не обошлось - отечественный посудный производственный сектор продолжает развиваться. Здесь можно отметить строительство двух заводов по производству антипригарных покрытий, первый этап запуска завода по производству стеклянной посуды из жаропрочного стекла армавирской компанией «Горница», запуск производства литой посуды на заводе «Сково» и т.д.
Резервом роста для российских производителей по-прежнему остается выпуск посуды под частными марками. Из масштабных проектов можно отметить выпуск белгородской компанией «ЮЗТК» линии антипригарной литой алюминиевой посуды под маркой Lieberhaus для акции лояльности в X5.
Выставки
После закрытия «Экспоцентра» главная российская посудная выставка HouseHold Expo успешно вернулась в «Крокус Экспо», ее весенняя и осенняя сессии прошли в рабочем режиме. Выставка народно-художественных промыслов «Ладья» переехала в Тимирязев Центр. Ceramania, похоже, утвердилась в качестве главной регулярной выставки современной керамики ручной работы и в Сантк-Петербурге, и в Москве.