Франчайзинг как способ организации бизнеса в российской торговле довольно популярен, как у компаний-продавцов франшиз, так и у начинающих предпринимателей. Однако на рынке посуды франчайзинг уже довольно долгий период никак не может перейти от этапа становления к этапу развития. Действительно интересных франшиз по развитию посудного бизнеса совсем немного. Это удивительно на фоне того, что рынок посуды в последнее время испытывает приток новых игроков, которые пока больше склонны начинать собственную независимую деятельность. В чем причина сложившейся ситуации и может ли она измениться в ближайшие годы, и пойдет речь в нашей статье.
Франчайзинг сам по себе является довольно удобным инструментом именно для тех предпринимателей, которые хотят выйти на новый рынок. Как правило, пользователь франшизы получает возможность избежать многих проблем и рисков, связанных с отсутствием опыта, ему не нужно тратить лишнее время, так как большинство вопросов имеет готовые решения. Держатель франшизы обеспечивает своего партнера практически всем необходимым: технологиями, продукцией, торговой маркой, рекламными материалами, регулярно проводит обучение. В отношении существующих посудных франшиз в качестве преимущества также можно отметить довольно низкие требования к уровню начального капитала – для запуска бизнеса часто бывает достаточно нескольких сотен тысяч рублей.
Для крупных посудных компаний франчайзинг является одним из резервов роста и способом привлечения инвестиций. В отличие от других моделей экстенсивного развития (создания сети собственных розничных магазинов, открытия региональных филиалов и представительств), работа по франшизе не требует большого количества собственных ресурсов, так как финансирование осуществляется за счет покупателя франшизы. Франшиза дает большие возможности по продвижению бренда и позволяет влиять на работу с конечным покупателем за счет применения общих стандартов обслуживания, а также дает ресурсы для централизованной рекламной поддержки.
Несмотря на, казалось бы, очевидные выгоды и огромное количество позитивных примеров в смежных сегментах, среди игроков посудного рынка франчайзинг распространяется довольно слабо. Причины этого следует искать в нескольких плоскостях.
Как известно, посудный рынок имеет свою специфику. Люди имеют обыкновение покупать посуду довольно редко и нерегулярно, из-за чего страдает оборачиваемость данной продукции. В последние годы покупатели стали довольно разборчивы и подвержены влияниям моды, что требует постоянных экспериментов с ассортиментом. Покупательские предпочтения посуды в разных городах и регионах часто сильно отличаются, что осложняет выработку универсальных решений. Кроме того, есть еще и проблема сезонности продаж, из-за чего значительную часть года многим компаниям приходится работать с минимальной прибылью. В общем, рынок посуды в значительной степени изменчив, капризен и непредсказуем, и добиваться успеха на нем с жесткими и универсальными моделями не всегда просто.
Другой комплекс проблем обусловлен тем, что на рынке посуды совсем не много торговых марок, которые представляют собой ощутимую ценность. Покупатели посуды очень слабо ориентированы на бренды и эту ситуацию мало кому удается переломить даже масштабными рекламными компаниями. Удачные решения быстро копируются конкурентами, и в итоге потребители видят большое разнообразие однотипной продукции, часто идентичной по своим потребительским свойствам. Выбор делается исходя из множества других факторов, мало связанных с «весом» и репутацией той или иной марки – цены, советов друзей и знакомых, отзывов в Интернете и т.д. Без сильного бренда же смысл франшизы фактически теряется.
Франчайзинг имеет свои особенности и его успешная реализация требует специальных знаний и навыков как на этапе разработки предложения, так и на этапе реализации. С одной стороны, нужно иметь исчерпывающее представление о собственной модели бизнеса, которую предполагается копировать, с другой – нужно обладать навыками описания различных бизнес-процессов. В специалистах подобной квалификации рынок посуды испытывает пока определенный дефицит.
Если посмотреть на различные направления посудного бизнеса, менее всего франчайзинг сегодня развит в производстве. С одной стороны это объективно, так как производство большинства видов посуды требует серьезных вложений и имеет множество тонкостей, с другой стороны, здесь есть потенциал для роста в узких сегментах, например, производство гончарных изделий из керамики, деколирования посуды, производство пластмассовых изделий и т.д.
В оптовой торговле посудой франчайзинг также практически не развит. Несмотря на огромные просторы нашей страны посудный рынок оптовых продаж невелик и имеет ограниченное количество игроков. Оптовые компании годами формируют клиентскую базу и актуальный ассортимент и их бизнес-модели уникальны и практически не пригодны к тиражированию.
Пока наибольшее количество проектов реализуется в сфере розничной торговли. Из крупных франшизных сетей можно выделить магазины «Императорский фарфор», активно работающие во многих городах России, «Aura of BOHEMIA». Компании «Самура» за несколько лет удалось создать довольно обширную сеть небольших торговых точек с торговлей монобрендовой продукцией, по этому же пути идут компании «Tojiro» и «Frybest».
По мере развития рынка и покупателей возможно также появление на нашем рынке европейских игроков. Многие западные посудные компании имеют сформированные пакеты предложений по развитию различных форматов розничной торговли, которые вполне могут оказаться успешными и на российском рынке. Из положительных примеров в данном случае можно отметить сеть магазинов Villeroy&Boch, модель бизнеса которой неплохо подходит в том числе и для России. Интерес импортеров к европейским маркам активно растет и использование европейского опыта в реализации франчайзинговых проектов также может оказаться востребованным уже в ближайшем времени.