Франчайзинг, рассрочка платежей и развитие оптовых продаж. Александр Селиверстов пытается спасти "Уютерру"

«Уютерра» — одна из крупнейших сетей товаров для дома, переживает процедуру банкротства и при этом открывает все новые магазины по франчайзингу. Основатель сети Александр Селиверстов идет ва-банк, пытаясь спасти компанию, пишет издание РБК.

«Непросто осознать, что рушится компания, которую строил 12 лет, большую часть своей сознательной жизни. Для меня «Уютерра» как ребенок, который сейчас сильно заболел», — говорит РБК основатель и генеральный директор сети магазинов «Уютерра» Александр Селиверстов.

«У меня было три пути. Оставить все как есть и уехать в деревню. Распродать весь товар за полцены, вывести кешем заработанное, отдать людям зарплату и с миллиардом в кармане сбежать за границу. И последний вариант самый сложный — как-то бороться, договариваться со всеми», — говорит Селиверстов. Он выбрал третье. Чтобы сохранить остатки компании, он придумал неординарное решение.

Франчайзинг «Уютерра» развивала с 2014 года, но за все это время открыла всего три точки. «Если территория и помещение нам нравились, мы сами открывались там. От остальных точек я людей отговаривал — предупреждал, что никаких гарантий по прибыльности нет», — говорит Селиверстов. Сейчас франчайзинг преследует другие цели: Селиверстов ищет предпринимателей и инвесторов, готовых выкупить закрывшиеся магазины и продолжить работать под вывеской «Уютерры».

И за четыре месяца ему удалось найти около 40 франчайзи. В общей сложности под брендом «Уютерра» сейчас работает 70 точек франчайзи. Примерно треть новых франчайзи — это бывшие управляющие закрывшихся магазинов «Уютерра», которые могли остаться без работы. «Я лично встречался с каждым и фактически уговаривал их стать предпринимателями», — рассказывает Александр. Остальные — инвесторы, которые хотят сэкономить. Например, один из них выкупил 19 магазинов, потратив на это 150 млн руб. (по 800 тыс. руб. за магазин, запуск каждого из которых обходился в 10–20 млн руб.).

Точку в «Афимолл Сити», например, перекупила группа разработчиков и дизайнеров, которая занималась сайтом «Уютерры». По словам франчайзи компании Родиона Дмитриева, точка в «Афимолл Сити» уже вышла на операционную прибыль: «Возможно, у банков есть какой-то негативный фон, но с поставщиками отношения нормальные, на уровне торговли никаких проблем нет. Сейчас мы вкладываемся в онлайн-магазин».

Новые партнеры экономят на ремонте помещения и оборудовании, которое «ПланетаСтрой» готова сдавать в аренду с условием выкупа в будущем. Стартовые инвестиции начинаются от 300–500 тыс. руб. Франчайзи должен выплачивать в пользу собственника бренда фиксированное роялти (500 тыс. руб. в год, паушальный взнос отсутствует).

Также Александр Селиверстов надеется договориться с банками о новой рассрочке на три-четыре года. По его словам, от продажи всего товара сети на торгах можно будет получить максимум 300 млн руб., которые поделят между собой все кредиторы.

Идея-фикс Селиверстова — создать оптовую компанию, которая будет работать с франчайзи как поставщик товара. «Франчайзи нужна наша поддержка, — рассуждает Александр. — А 70 партнерских магазинов — это большой рынок сбыта. Я могу консолидировать товары из Китая, от тех же поставщиков, с которыми у нас налажены отношения, и зарабатывать на 5–10-процентной наценке». Вырученные от этой деятельности средства Селиверстов готов отдавать на погашение долгов перед банками. Если те, конечно, в очередной раз поверят предпринимателю.

Подробнее на РБК: http://www.rbc.ru/own_business/31/10/2016/58171a6b9a79477157d74546