Итоги 2013. Российский рынок посуды в уходящем году

Плавание против течения - вот лучшая аналогия для того, чем пришлось заниматься посудным компаниям в 2013 году, до окончания которого осталось совсем немного времени. Причем плыть приходилось не только против течения, но в окружении большого количества «пловцов» разной квалификации, некоторые из которых начали работать на рынке посуды совсем недавно и поэтому не всегда понимали, как и куда нужно двигаться. Снижение потребительского спроса на фоне выросшей конкуренции – ситуация в целом малоприятная для ведения бизнеса, хотя бывали периоды в совсем недавней истории и похуже.

На протяжении всего уходящего года правительство с завидной регулярностью пересматривало собственные прогнозы по экономическому росту, корректируя их в худшую сторону. Эксперты отмечали опасности, связанные с закредитованностью населения, предупреждали о нарастающих институциональных проблемах в экономике и фиксировали отток денег из России. Игроки посудного рынка, начиная примерно со второго квартала, стали говорить о снижении активности покупателей, которое в летние месяцы только усугубилось. Осенне-зимний сезон позволил многим перевести дыхание, однако все равно его результаты скорее разочаровывающие. Традиционно самый успешный с точки зрения объемов продаж декабрь еще не завершен, но косвенные признаки говорят о том, что он будет хуже, чем декабрь прошлого года.

Статистика Яндекс.Директа показывает, что за период с января по октябрь 2013 года количество запросов по ключевому слову «посуда» выросло на 18% (и составило 10,2 млн. запросов). Вместе с тем аудитория Рунета выросла значительно больше - на 28,7% % (по данным http://www.liveinternet.ru/). Таким образом, с поправкой на изменения количества пользователей, интерес к посуде за январь-октябрь 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизился более, чем на 8%. Данные Росстата позитивнее - оборот розничной торговли непродовольственными товарами за тот же период вырос на 4,8%, но обращает на себя внимание то, что темпы его роста упали почти в два раза.

Экономическая ситуация в 2014 году практически по всем прогнозам (как правительственным, так и независимых экспертных организаций) будет хуже, чем 2013 году. Спрос продолжит сжиматься, и игрокам рынка посуды стоит быть готовыми к снижению объемов продаж и нормы прибыли. Высок риск того, что ухудшится платежная дисциплина – в особенно непростой ситуации могут оказаться компании, которые пользуются кредитами с высокой ставкой.

В 2013 году довольно уверенными темпами развивалась розничная торговля. Активно расширялись многие розничные сети, включая и те, которые специализируются на посуде и товарах для дома. Бурный рост порождает свои риски - открытие новых магазинов создает у производителей и дистрибьюторов некую иллюзию увеличения спроса, хотя на самом деле увеличиваются лишь торговые площади. В случае, если конечный спрос упадет ниже определенной отметки, проблемы будут у большого числа компаний.

В 2014 году будет интересно следить за российским производством посуды. Несколько предприятий (например, «Дулевский фарфор», «Борисовская керамика», борский завод Pasabahce) должны ввести в строй новые производственные мощности. Введение заградительных пошлин на импорт фарфора может быть продолжено аналогичными мерами и в других сегментах рынка. Если к этому добавить наметившуюся тенденцию к ослаблению рубля, то в 2014 году у российских производителей появятся реальные шансы укрепить свою конкурентоспособность.

В импорте посуды, после устойчивого роста в течение четырех последних лет, вероятнее всего начнется процесс стабилизации рынка. Количество новых компаний сократится, ухудшение экономической ситуации будет способствовать уходу с рынка слабых игроков. Общий уровень конкуренции останется довольно высоким, но основная борьба вернется на уровень крупнейших импортеров.

Интернет-торговля посудой в 2013 году продолжила активно развиваться, причем заметным стал интерес к российскому рынку иностранных операторов. Идея покупки посуды в зарубежных магазинах довольно быстро распространяется среди российских потребителей из-за очевидных выгод (выбор качественных товаров больше, цены ниже). Спрос, как известно, рождает предложение, и многие зарубежные Интернет-магазины начинают работать с покупателями из нашей страны – предлагают хорошие условия доставки, делают сайты на русском языке. В сети все происходит очень быстро, поэтому можно было ожидать, что иностранные Интернет-магазины уже в ближайшем будущем будут оказывать влияние на российский рынок посуды. Однако вмешательство российских властей, вдруг увидевших в регулировании Интернет-торговли существенный резерв для пополнения бюджета, может сильно замедлить данный процесс. Если, конечно, правительству удастся найти эффективные инструменты для контроля.

Еще одна интрига наступающего года - что будет с рынком посуды с керамическими покрытиями. Со второй половины 2013 года среди российских покупателей наблюдалось резкое падение интереса к данной продукции. Инерция предложения в то же время сохранилась, создавая у поставщиков и ритейлеров определенные проблемы с излишним товарным запасом и порождая локальные ценовые войны. 2014 год должен дать ответ, на каком уровне стабилизируется спрос на посуду с керамическим покрытием и какие шаги будут делать основные игроки на данном сегменте рынка, чтобы удержать свои позиции.

В целом в наступающем году игрокам рынка посуды вполне можно рекомендовать взять на вооружение расхожую поговорку "Надейся на лучшее, готовься к худшему". Хотя в России эта фраза не потеряет своей актуальности, наверно, никогда. Особенно во второй своей части.