Еще в прошлом года, даже несмотря на неплохие продажи, многие специалисты рынка посуды с тревогой ожидали «второй волны кризиса, предчувствие которой было обусловлено общим экономическим климатом в нашей стране. В этом году опасения большинства из них подтвердились. Уже на прошедших весенних выставках во время обмена впечатлениями большинство руководителей компаний отмечали, что 2011 год с точки зрения продаж обещает быть заметно хуже 2010-го. Результаты первого квартала оставляют мало сомнения в общей негативной тенденции и заставляют корректировать закупки на осень.
Если посмотреть на цифры, обнародованные Федеральной службой государственной статистики, ощущения складываются двоякие. С одной стороны, продолжает расти оборот розничной торговли. За первый квартал 2011 года он вырос в товарной массе на 4,7% по сравнению с показателем первого квартала прошлого года. Но на этом, пожалуй, весь позитив пока и заканчивается. Другая знаковая цифра, оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли, снизилась на 2%. Есть все основания полагать, что снижение на оптовом рынке посуды в первом квартале было куда более заметным – по разным оценкам от 5 до 8% в товарной массе.
Самые большие опасения внушает негативная динамика денежных доходов населения. Как известно, их снижение отражается на игроках рынка посуды мультипликативно, так как в первую очередь потребители экономят на непродовольственных товарах не первой необходимости, к которым относится посуда. К концу первого квартала Росстатом было зафиксировано, что среднедушевой денежных доход составил 18390 тысяч рублей, что на 6,5% больше, чем в первом квартале 2010 года без учета инфляции. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в марте 2011г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 3,4%, в I квартале 2011г. - на 2,9%.
Самое неприятное, что ощутимое снижение уровня жизни населения вновь бьет по потребительским настроениям населения. Если в 2010 году наблюдалось постепенное улучшение психологического климата, и на отдельные виды товаров спрос стремился к своей докризисной модели, то 2011 год начался со снижения потребительской уверенности. По данным Росстата, индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2011г. снизился на 3 процентных пункта и составил (-13%) против (-10%) в IV квартале 2010 года. В такой ситуации неизбежно изменение и структуры спроса – смещение его на более дешевые товары и снижение количества покупок.
Как известно, в конце 2011 года состоятся выборы в Государственную Думу, и реальная картина в значительной степени может в худшую сторону отличаться от той, которая присутствует в цифрах Росстата. Вряд ли стоить ждать и «золотого дождя» в преддверии выборов. Как показывает практика, если он и прольется, то на очень незначительную часть населения, в основном тех, кто эти выборы будет организовывать. Непростым вновь может оказаться и лето. Хочется надеяться, что опыт прошлогодних пожаров вряд ли повториться, но от других природных и техногенных катаклизмов в нашей стране зарекаться нельзя.
В общем, пока развитие ситуации на рынке посуды не соответствует оптимистичным ожиданиям. Это может сказаться, в первую очередь, на принятии решений об инвестициях в производство и развитие импорта, на выводе на рынок новых товаров и торговых марок. Многие компании-импортеры уже сейчас начинают задумываться о коррекции планов поставок товаров на осень. Российских производителей также могут ждать непростые времена. Сокращение спроса всегда болезненно, особенно на фоне роста тарифов на энергию, транспорт и сырье. Скорее всего, уже этим летом рынок ждет еще большее снижение объемов продаж, особенно в среднем и премиальном сегментах. К негативной экономической ситуации добавится сезонный фактор, что чревато серьезными последствиями.